Методика расчет нормативов допустимых сбросов на данный момент имеет множество недочетов и вызывает вопросы как у водопользователей, так и у разработчиков проектов НДС. Эксперты рассказали, какие из неточностей являются наиболее критичными и как их лучше трактовать. Подробнее об этом — в нашей статье.
Cодержание статьи

Обзоры, интервью, свежие новости и изменения в законодательстве — оперативно в нашем Telegram-канале. О самых важных событиях — в нашей группе ВКонтакте.
Подробнее о приказе об утверждении методики разработки нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ
Приказ Минприроды РФ от 29.12.2020 № 1118 «Об утверждении Методики разработки нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в водные объекты для водопользователей» (далее — методика № 1118) вызвал много критики со стороны водопользователей и разработчиков проектов НДС большим числом неточностей в формулировках, ошибками, в том числе в расчетной части. Внесенные в приказ изменения, которые начали действовать с 01.09.2022, не прояснили ситуацию.
Недостатки существующей методики и интерпретация неточностей
Среди общих недостатков, сильнее остальных влияющих на качество работы с методикой, стоит выделить:
- недостающий параметр в определении контрольного створа. Ранее Росводресурсы (Бассейновые водные управления) согласовывали Программу регулярных наблюдений за водным объектом и его водоохранной зоной, где утверждался, в том числе, контрольный створ, представляющий собой расстояние от места выпуска сточных вод до створа, где происходит наиболее полное (90%) перемешивание речной и сточной воды, не более 500 метров. После изменения формы решения о предоставлении водного объекта в пользование (приказ Минприроды РФ от 31.01.2022 № 51), программу согласовывать не требуется. Это означает, что на водопользователя возлагается ответственность по расчету контрольного створа. Формула для таких вычислений приведена в пункте 25 методики № 1118 и выглядит следующим образом:
где N — характеристическое число, вычисляемое по следующей формуле:
C — коэффициент, характеризующий интенсивность турбулентного перемешивания в реках, м¹⁄²/с.
- при 10 < C < 60 параметр М = 0,7 С + 6;
- при С ≥ 60 параметр М = 48 = const
Произведение МС имеет размерность м/с².
- при большем значении С турбулентное перемешивание оказывается менее интенсивным;
- при меньшем значении С турбулентное перемешивание оказывается более интенсивным
Коэффициент С вычисляется по следующей формуле:
где в числителе — скорость течения реки, м/с, в знаменателе под корнем — Н — средняя глубина реки, м
Однако, данная формула оказывается неприменима при выполнении расчета, поскольку в знаменателе под корнем пропущен параметр i — гидравлический уклон.
- необоснованность применения в пункте 11 методики № 1118 уровня 1,3-кратного значения фактического сброса в случаях, когда фактический сброс меньше расчетного НДС, но выше или равен нормативу качества воды водного объекта. Установление норматива, исходя из фактических значений, не учитывает фоновое состояние водного объекта и не основано на предельно-допустимых концентрациях (ПДК), т.е. противоречит требованиям Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
- неточности в определениях. В том же пункте 11 скрыт и третий недостаток — в части определений. Всем известно, что фактический сброс — это масса загрязняющих веществ (единицы измерения — т/год), НДС тоже отражает массу, а норматив качества воды — это концентрация (единицы измерения — мг/дм³). Следовательно, не совсем корректно сравнивать данные величины между собой, как это прописано в текущем тексте методики. Скорее всего, имеется в виду сравнение именно концентраций, а не массы сбросов, т.е. пункт 11 стоит интерпретировать, как: «<...> Если фактическое содержание загрязняющего вещества в сточных водах действующей организации-водопользователя меньше расчетной допустимой концентрации загрязняющего вещества СНДС, но выше или равно нормативу качества воды водного объекта, то допустимая концентрация загрязняющего вещества СНДС принимается на уровне 1,3-кратного значения фактического содержания загрязняющего вещества в сточных водах действующей организации-водопользователя, не превышающего расчетную допустимую концентрацию загрязняющего вещества СНДС. Если фактическое содержание загрязняющего вещества в сточных водах действующей организации-водопользователя меньше расчетной допустимой концентрации загрязняющего вещества СНДС и меньше норматива качества воды водного объекта, то допустимая концентрация загрязняющего вещества СНДС разрабатывается, исходя из соблюдения в сточных водах действующей организации-водопользователя норматива качества воды водного объекта». Именно к такой интерпретации и пришли разработчики проектов НДС.
- концепция ужесточения нормативов допустимых сбросов чревата последствиями финансового характера: если раньше у всех водопользователей, ранее применявших при расчетах разбавление, разброс концентраций (от фактических данных до ПДК) и объемов сточных вод мог меняться в определенном диапазоне, то теперь величины нормативов допустимых сбросов значительно сократятся. Это приведет к учащению административных предписаний по КоАП РФ, плате за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) и начислению платы по расчету ущерба водному объекту.
Стоит отметить, что в данный момент ведется согласование изменений методики № 1118. На федеральном портале проектов НПА вынесен на рассмотрение доработанный текст методики. В проекте предлагается скорректировать вышеупомянутые недостатки.
Напишите, пожалуйста