Макросы в экологической отчетности: практические рекомендации по использованию

Отчетный период часто становится настоящим испытанием для специалистов экологических отделов из-за необходимости заполнять множество документов. Поэтому в преддверии горячей поры делимся лайфхаками, как ускорить и облегчить рутинную работу с помощью макросов в Exсel. Самые практичные советы, опробованные нами на деле, — в статье.

16.12.22
4K

Cодержание статьи

    Екатерина Шешлянникова
    И.о. руководителя Департамента экологического проектирования и консалтинга Ecostandard group

    Обзоры, интервью, свежие новости и изменения в законодательстве — оперативно в нашем Telegram-канале. О самых важных событиях — в нашей группе ВКонтакте.

    Что такое макрос?

    Простыми словами макрос — это алгоритм действий и правил, объединенных в одну команду для выполнения системой определенной задачи.

    «Изнутри» же макрос представляет собой код на языке программирования Visual Basic Application (VBA), который принадлежит Microsoft. Язык адаптирован для использования внутри офисного пакета и основан на применении кода для описания необходимых команд. Писать на нем можно, находясь в офисном пакете в окне Visual Basic, которое открывается через меню.

    Пользователь, досконально знающий VBA, может создавать сложные макросы. Но разбираться в языке и уметь программировать для решения большинства задач не нужно: создать макрос можно и без написания кода.

    Для чего нужны макросы?

    В общих случаях макросы применяются, чтобы:

    • упростить и ускорить работу с документами;
    • автоматизировать рутину и сконцентрироваться на интеллектуальных задачах;
    • избежать человеческих ошибок в ряде задач, например, при форматировании данных в таблице;
    • быстро находить нужную информацию среди большого объема данных;
    • объединять работу в нескольких продуктах Microsoft Office, так как один макрос может работать с разными программами офисного пакета;
    • создавать дополнительные функции, которых нет в программе изначально, но которые могут понадобиться пользователю.

    Например, если нужно добавить реквизиты юридического лица в несколько десятков документов, макрокоманда помогает записать ход действий (алгоритмы) для одного такого документа и применить его ко всем остальным. При этом макрос может создавать файлы и объединять программы любого формата Microsoft Office.

    Для составления экологической отчетности можно создать универсальную таблицу с исходными данными и запрограммировать шаблон для создания необходимого отчета. Далее следует записать последовательность действий того, как исходные данные таблицы попадают в сам отчет. В следующий раз отчет сформируется автоматически при внесении в универсальную таблицу новых значений.

    Пример использования макросов в работе эколога

    Специалистами EcoStandard group был создан макрос для разработки протоколов количественного химического анализа и биотестирования отходов с дальнейшей разработкой паспортов опасных отходов. Его алгоритм заключается в следующем:

    1. Первым шагом вводится информация о заказчике и виде исследования. Большинство данных необходимо вносить вручную, а для общей информации предусмотрен ввод с помощью выбора позиций в списке, как на изображении ниже. Список формируется на основе данных конкретной лаборатории.

      Внесение данных о заказе
    2. Следующий шаг подразумевает внесение данных об отходах. На этом этапе вводятся коды ФККО анализируемых отходов и выбираются виды исследования. Остальная информация загружается автоматически из ФККО.

      Внесение данных об отходах
    3. Затем необходимо внести данные о результатах исследований. Ниже приведен пример заполнения результатов определения морфологического состава отходов. Для каждого отхода вносятся компоненты и их процентное содержание, определенные морфологическим анализом. Погрешность рассчитывается также автоматически на основании данных из методики.

      Внесение результатов определения морфологического состава отхода
    4. В результате выполнения всех операций формируются протоколы исследований и паспорта отходов, которые выгружаются отдельными файлами. Это позволяет сократить время на перенос информации из протоколов исследований в паспорта.

    Сферы применения макросов

    Аналогичные макросы можно создавать для автоматизации заполнения журналов первичного учета, например:

    • журнал движения отходов (ЖДО) для автоматического внесения сведений по отходам;
    • журнал водопотребления, водоотведения и журнал учета качества сточных вод для автоматического занесения данных счетчиков и показателей качества в формы 3.1-3.3;
    • журнал учета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух для автоматического формирования данных для отчета 2-тп (воздух);
    • и т.д.

    Также их можно использовать для заполнения блок-схем технологических процессов и сведений об образующихся отходах в проекте нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, автоматизировать сами расчеты НООЛР, внося только исходные данные. Макрокоманды можно использовать неограниченно широко: везде, где есть определенный алгоритм действий. С их помощью станет возможным работать с большими объемами данных и оптимизировать множественные процессы.

    В сети интернет достаточно обучающих статей и видео-материалов, например, руководство по созданию макроса от Microsoft. Если уделить изучению этой темы некоторое время, то получится значительно упростить все манипуляции с данными в перспективе. Но если в данный момент нет времени или возможности погрузиться в изучение процесса, то можно ограничиться простыми командами и математическими формулами в Exсel. Так, использовать подготовленную один раз расчетную таблицу и вносить в нее сведения для автоматического переноса в другие вкладки будет гораздо проще, чем из раза в раз считать показатели и заполнять таблицу вручную.

    Пример расчетной таблицы в ЖДО (Exсel)
    16.12.22
    4K
    0
    Чтобы написать комментарий, авторизуйтесь
    Тут будут ваши комментарии.
    Напишите, пожалуйста