С 1 января 2024 года организации, осуществляющие деятельность по утилизации отходов, должны быть зарегистрированы в Реестре утилизаторов отходов. В статье Катерина Перевозникова, главный эколог ООО «ЭРЕСАЙКЛ», одной из первых компаний, вступивших в реестр, дала практические советы: по процедуре включения в реестр, прохождению выездной подтверждающей проверки предприятия, а также по обязанностям компании после вступления в реестр.

22.07.24

Cодержание статьи

    Катерина Перевозникова
    главный эколог ООО «ЭРЕСАЙКЛ»

    Обзоры, интервью, свежие новости и изменения в законодательстве — оперативно в нашем Telegram-канале. О самых важных событиях — в нашей группе ВКонтакте.

    Что такое реестр утилизаторов и чем регламентирован

    С 1 января 2024 года юрлица и ИП, осуществляющие деятельность по утилизации отходов, должны быть зарегистрированы в Реестре утилизаторов отходов (далее - Реестр) на платформе ЕФГИС УОИТ. Иначе они не смогут заключать договоры с производителями и импортерами товаров/упаковки в рамках расширенной ответственности производителей (РОП).

    Подробнее про РОП можно прочитать в нашей статье.

    Реестр представляет собой открытую информационную систему, в которой отражены необходимые сведения о каждой организации, осуществляющей утилизацию отходов от использования товаров, а именно:

    • общие сведения об организации;
    • данные лицензии на обращение с отходами (при необходимости);
    • данные о производственной площадке по утилизации отходов;
    • данные об оборудовании с помощью которого осуществляется утилизация отходов (наименование/область применения/производственная мощность);
    • виды отходов и вторичного сырья, с помощью которых утилизатор имеет право выполнить нормативы утилизации;
    • перечень товаров, производимых при утилизации отходов.

    Чтобы включиться в Реестр, утилизирующие компании должны подтвердить наличие необходимого оборудования и способность получать продукцию из утилизируемых отходов.

    Нормативно-правовая база, регламентирующая обязанность и порядок включения в Реестр, представлена следующими документами:

    • Статьей 24.2-3 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»;
    • Федеральным законом от 04.08.2023 № 451-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
    • Постановлением Правительства РФ от 29.12.2023 № 2400 «Об утверждении Правил ведения реестра юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих утилизацию отходов от использования товаров» (далее — Постановление № 2400);
    • Постановлением Правительства РФ от 29.12.2023 № 2399 «Об утверждении Правил проведения выездной оценки, предусмотренной статьей 24.2-3 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» (далее — Постановление № 2399).

    Ведение Реестра осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования.

    Кому нужно включаться в реестр утилизаторов

    Рассмотрим критерии, по которым определяется необходимость вступления в Реестр:

    1. Ваша организация осуществляет утилизацию отходов от использования товаров. Список отходов от использования товаров утвержден Постановлением Правительства РФ от 29.12.2023 № 2394 «Об утверждении перечня видов отходов…» (конвертера) (далее — Постановление № 2394).
    2. Ваша организация оказывает услуги или планирует оказывать услуги по выполнению нормативов утилизации отходов от использования товаров (упаковки) в рамках договора, заключенного с производителем и (или) импортером товаров.
    3. Ваша организация является импортером и (или) производителем товаров и (или) упаковки и выполняет нормативы утилизации самостоятельно, то есть имеет лицензированную производственную площадку по утилизации отходов.

    Реестр стал частью реформирования системы учета отходов от использования товаров. Ранее выдавать акты утилизации отходов от использования товаров, тем самым подтверждая выполнение нормативов утилизации, была вправе любая организация, имеющая производственную площадку и лицензию (в случае утилизации отходов I-IV классов опасности).

    Основной недочет старой системы — это появление на рынке РОПа так называемых «серых утилизаторов». Подобные организации предлагают стоимость в разы ниже рыночной, за счет выполнения нормативов утилизации только на бумаге. Они часто не имеют необходимого оборудования для утилизации отходов, либо и вовсе производственной площадки, указанной в выданных актах утилизации.

    Алгоритм включения в реестр утилизаторов

    Первое, что нужно сделать — проверить журналы движения отходов на наличие отходов из перечня, утвержденного Постановлением № 2394. Также проверить возможность утилизации необходимых отходов:

    • наличие видов отходов в лицензии (для работы с отходами I-IV классов опасности), в приложении к лицензии напротив каждого вида отхода должен быть указан вид обращения — утилизация;
    • проверить возможность утилизации отходов на вашем оборудовании (область применения).

    Правила ведения Реестра утверждены Постановлением № 2400. Оно также регламентирует перечень документов, необходимых для включения в реестр.

    Алгоритм вступления в Реестр:

    1. Подача заявления о включении сведений в Реестр.

    Заявление подается в электронном виде с помощью сервиса «Личный кабинет природопользователя» или через информационную систему ЕФГИС УОИТ путем заполнения интерактивных форм.

    Подробнее о Личном кабинете природопользователя можно прочитать в нашей статье.

    Самые распространенные ошибки, возникающие на данном этапе:

    • неверно оформленная доверенность на подачу заявления;
    • расхождение между данными, указанными в заявлении, с данными сертификата электронной цифровой подписи (ЭЦП);
    • сведения, указанные в лицензии, расходятся со сведениями, указанными в приложенных подтверждающих документах.

    2. Предоставление технической документации и правоустанавливающих документов, указанных в заявлении.

    Технической документацией являются паспорта на оборудование (установки). Необходимо проверить достоверность сведений, указанных в паспорте — наименование оборудования/заявленная производственная мощность/заводской номер (при наличии)/область применения.

    Правоустанавливающие документы на оборудование — это документы, подтверждающие постановку вашего оборудования на баланс. Инвентарные карточки, оборотно-сальдовые ведомости не являются правоустанавливающими документами. В случае аренды, вашим правоустанавливающим документом будет договор с подробными условиями использования оборудования.

    Самые распространенные ошибки, возникающие на данном этапе:

    • наименование оборудования и заводской номер, указанные в паспорте, не совпадают с данными, указанными непосредственно на оборудовании (шильде);
    • область применения оборудования не позволяет осуществлять операции по утилизации отходов, указанных в заявлении;
    • производственная мощность оборудования, указанная в заявлении, превышает мощность, указанную в паспорте оборудования.

    3. Предоставление технологического регламента организации (в части обращения с отходами, указанными в заявлении).

    Технической регламент обязательно должен содержать:

    • общую схему процесса производства;
    • описание (характеристики) используемых в производстве отходов, сырья, промежуточных продуктов, материалов;
    • характеристику продукции, производимой в результате утилизации отходов;
    • сведения о режиме и времени работы оборудования и (или) установки, а также количестве задействованных в процессе производства сотрудников, в том числе в зависимости от различных режимов работы оборудования и (или) установок.

    К технологическому регламенту необходимо приложить документы о стандартизации, в соответствии с которыми произведена продукция в результате утилизации отходов/вторичного сырья. Документами по стандартизации являются технические условия и национальные стандарты (ОСТ, ГОСТ).

    Самые распространенные ошибки, возникающие на данном этапе:

    • продукция, указанная в документах по стандартизации, не соответствует утвержденному перечню, утвержденному Постановлением № 2394;
    • в техническом регламенте не указаны все необходимые сведения, либо сведения указаны некорректно (не совпадают со сведениями указанными в заявлении/паспортах на оборудование и т.д.).

    4. Предоставление документов, подтверждающих установку автоматических средств измерения и учета используемых энергетических ресурсов (в случае оснащения ими оборудования и (или) установок).

    В случае не оснащения оборудования автоматическими средствами измерения и учета энергетических ресурсов, данный раздел не заполняется.

    Регламентированный срок рассмотрения заявления составляет 10 рабочих дней. Подавать заявление можно неограниченное количество раз (в случае выявления неточностей предоставленных сведений).

    5. Выездная проверка (в случае положительного решения по документарной проверке).

    Не позднее, чем за 2 рабочих дня вам придет уведомление о назначении дня проверки. Срок проведения выездной проверки составляет 7 рабочих дней. Срок может быть продлен не более чем на 10 рабочих дней в случае запроса дополнительной информации или документов.

    На выездной проверке сотрудник территориального органа Росприроднадзора будет проверять достоверность сведений и приложенных документов в заявлению о включении в Реестр. По окончанию выездной проверки будет составлен акт выездной оценки, в котором будут отражены результаты достоверности предоставленных сведений.

    Правила выездной проверки утверждены Постановлением № 2399. Предметом выездной проверки является оценка:

    • достоверности сведений, указанных в заявлении и прилагаемых к нему документах;
    • наличия у утилизатора указанных в заявлении о включении сведений оборудования/установок;
    • наличия возможности производства указанной в заявлении о включении продукции с использованием отходов от использования товаров/вторичного сырья, соответствия производимой продукции предъявляемым требованиям.

    Выездная проверка в соответствии с Постановлением № 2399 — это не проверка на соответствие лицензионным требованиям и не внеплановая проверка Росприроднадзора. Задача организации — показать то, что заявлено при подаче документов на включение в Реестр.

    Чек-лист организации при проведении выездной проверки

    1. Подготовить оригиналы всех документов, приложенных к заявлению. Если часть оригиналов утеряна, необходимо подготовить их дубликаты.
    2. Проверить оборудование:

      • идентифицировать оборудование: должны быть шильды/наклейки на каждой единице оборудования, с указанием заводского/инвентарного номера и модели оборудования;
      • проверить работоспособность оборудования: убедиться, что оборудование исправно, и при проверке будет возможность воспроизвести технологический процесс, указанный в технологическом регламенте.
      • проверить производственную мощность оборудования: убедиться, что возможно доказать и обосновать производственную мощность каждой единицы оборудования.
    3. Протестировать оборудование на возможность производства заявленной продукции. Также рекомендуем подготовить партии отходов/вторичного сырья и производимой из них продукции, желательно с подтверждающими документами.

    Обязанности организации после вступления в реестр утилизаторов

    Стоит понимать, что вступление в Реестр — это только первый шаг на пути легализации услуг по выполнению нормативов утилизации. Прежде чем начать подготовку, организации нужно понимать, что с момента включения в Реестр возникает обязанность подачи следующих сведений и документов на ежеквартальной основе, а именно:

    • сведения о заключенных/расторгнутых договорах с производителями и импортерами товаров;
    • сведения о количестве утилизированных отходов/вторичного сырья;
    • сведения об источниках поступления отходов/вторичного сырья с приложением подтверждающих документов (договора, акты приема-передачи, транспортные накладные и т.д.);
    • сведения о количестве произведенных товаров в результате утилизации;
    • сведения о фактическом объеме потребления энергетических ресурсов.

    Процедура включения организации в Реестр является хоть и ресурсно затратной, но не сложной. Если организация осуществляет деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, данная процедура не отнимет много времени. В результате в Реестр будут включены только добросовестные компании, которые действительно смогут утилизировать отходы.

    22.07.24
    0
    Чтобы написать комментарий, авторизуйтесь
    Тут будут ваши комментарии.
    Напишите, пожалуйста