Экологическое законодательство: главные изменения в 2023 году

В 2023 году вступает в действие ряд новых законодательных требований в области природопользования и охраны окружающей среды. Они касаются деятельности по обращению с отходами, отчетности по выбросам парниковых газов, порядка получения комплексных экологических разрешений и проведения государственной экологической экспертизы, а также плановых государственных проверок. В нашем обзоре рассказываем о самых главных нововведениях 2023 года, на которые необходимо обратить внимание предприятиям-природопользователям.

27.12.22
4K

Cодержание статьи

    Анастасия Бекетова
    Помощник руководителя Департамента экологического проектирования и консалтинга EcoStandard group

    Обзоры, интервью, свежие новости и изменения в законодательстве — оперативно в нашем Telegram-канале. О самых важных событиях — в нашей группе ВКонтакте.

    Экономика замкнутого цикла

    Обращение с побочными продуктами производства

    В связи со стартом федерального проекта «Экономика замкнутого цикла» в природоохранное законодательство РФ вносятся планомерные изменения, касающиеся обращения с побочными (попутными) продуктами производства и их учета.

    Требования при обращении с побочными продуктами производства установлены в новой статье 51.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», введенной Федеральным законом от 14.07.2022 № 268-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об отходах производства и потребления“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 268-ФЗ).

    Согласно статье 51.1 к побочным продуктам производства могут быть отнесены вещества и (или) предметы, которые:

    • образуются при производстве основной продукции (выполнении работ, оказании услуг), но не являются целью данного производства;
    • можно использовать как сырье либо потребительские товары.

    Предприятия самостоятельно будут относить материалы либо к отходам, либо к побочным продуктам. При этом на федеральный классификационный каталог отходов (ФККО) по общему правилу можно не ориентироваться.

    При работе с побочными продуктами производства требуется:

    • учитывать такие вещества и предметы отдельно от основной продукции и отходов;
    • отражать в программе производственного экологического контроля (ПЭК) виды побочных продуктов, их объемы и даты образования, сроки использования и т.д.;
    • не передавать третьим лицам эти вещества и предметы, если они не отвечают требованиям к сырью или продукции.

    Побочные продукты обяжут считать отходами в 2 случаях:

    • они были размещены на полигоне;
    • в течение 3-х лет их не применили в производстве или не передали другим лицам как сырье либо продукцию (исчисление срока ведется со дня, когда предметы и вещества были признаны побочной продукцией хозяйствующим субъектом).

    Описанный порядок учета побочной продукции вступает в силу 1 марта 2023 года.

    Учет вторичных ресурсов и вторичного сырья

    Федеральный закон № 268-ФЗ определяет два новых понятия в области обращения с отходами:

    1. Вторичные ресурсы — отходы, которые или части которых могут быть повторно использованы для производства;
    2. Вторичное сырье — вид продукции, полученной из вторичных ресурсов непосредственно (без обработки) или в соответствии с технологическими процессами, методами и способами, предусмотренными документами в области стандартизации.

    Также законом устанавливается, что физические лица, в процессе потребления которыми образуются вторичные ресурсы, обеспечивают:

    • их раздельное накопление в местах (на площадках) накопления ТКО либо
    • сдачу в места сбора вторичных ресурсов.

    С 2030 года захоронение вторичных ресурсов запретят, они будут подлежать утилизации.

    Экологический сбор

    Экологический сбор ежегодно платят импортеры и производители, если они не выполнили в полном объеме норматив утилизации товаров и упаковки после утраты ими потребительских свойств.

    В рамках отчетности учитывается не общее количество ввезенных и произведенных на территории РФ товаров и упаковки, а только первично реализованное потребителю.

    Постановлением Правительства РФ от 06.10.2022 № 1770 «О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 марта 2022 г. № 467» было решено направлять средства, поступившие в федеральный бюджет от экологического сбора, в том числе на создание (реконструкцию) объектов обработки, утилизации, захоронения твердых коммунальных отходов (ТКО) в виде софинансирования расходных обязательств регионов в рамках концессионных соглашений.

    Данная мера встраивается в цепочку текущих законодательных преобразований, направленных на ликвидацию несанкционированных мест размещения отходов (свалок), а впоследствии уменьшение доли отходов, направляемых на размещение/захоронение на полигонах.

    Обращение с отходами I и II классов опасности

    Старт инвестиционной программы ФГУП «ФЭО»

    Координационным центром экологической политики государства в области обращения с отходами I и II классов опасности является Федеральное государственное унитарное предприятие «Федеральный экологический оператор» (ФГУП «ФЭО»), входящий в государственную корпорацию Росатом.

    Согласно постановлению Правительства РФ от 16.03.2022 № 388 «О порядке разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционной программы в области обращения с отходами производства и потребления I и II классов опасности и осуществления контроля за ее реализацией» с 1 января 2023 года ФГУП «ФЭО» начнет реализовывать инвестиционную программу, которая содержит мероприятия по строительству, реконструкции и техническому перевооружению федеральным оператором по обращению с отходами I и II классов опасности объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения таких отходов, предусмотренных федеральной схемой обращения с отходами.

    Данная программа станет звеном выстраиваемой вертикали взаимодействия между отходообразователем, государством и переработчиком отходов I-II классов опасности.

    Самостоятельная утилизация отходов I и II классов опасности

    Федеральным законом № 268-ФЗ предусматривается возможность самостоятельной утилизации отходов I и II классов опасности отходообразователем при наличии в собственности или на ином законном основании объектов утилизации.

    Нормирование

    Упрощение порядка утверждения проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР)

    Подписанный в августе 2022 года приказ Минприроды России от 18.08.2022 № 540 «О внесении изменений в Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» делает возможным с 1 марта 2023 года подачу заявления об утверждении НООЛР посредством портала Госуслуг.

    Кроме того, срок рассмотрения НООЛР в территориальном органе Росприроднадзора для их утверждения сокращается с 30 до 18 рабочих дней.

    Негативное воздействие на окружающую среду (НВОС)

    Изменение формы декларации о плате за НВОС

    Приказом Минприроды России от 21.09.2022 № 624 «О внесении изменений в приложение 2 к Приказу Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 10 декабря 2020 г. № 1043» изменена форма декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду.

    Новая форма декларации о плате за НВОС дополнена строками для отражения показателей платы за размещение побочных продуктов производства, признанных отходами.

    Приказ вступает в силу с 1 марта 2023 года и действует по 14 января 2027 года включительно.

    Определение ставок платы за НВОС

    В проекте Постановления Правительства РФ «О применении в 2023 году ставок платы за негативное воздействие на окружающую среду» (подготовлен Минприроды России 06.09.2022) предполагается, что в 2023 году будут применяться:

    • ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду на уровне 2018 года с учетом их индексации на коэффициент 1,26;
    • ставка платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками в отношении пыли каменного угля на уровне 71,15 руб. за тонну.

    Парниковые газы

    Введение обязательной отчетности по выбросам парниковых газов

    Федеральный закон от 02.07.2021 № 296-ФЗ «Об ограничении выбросов парниковых газов» предусматривает предоставление с 1 января 2023 года регулируемыми организациями отчета об объеме выбросов парниковых газов за предыдущий отчетный период (календарный год) (статья 14 Федерального закона от 02.07.2021 № 296-ФЗ).

    К регулируемым организациям (т. е. тем, кто обязан предоставить отчетность о выбросах парниковых газов) относят компании, деятельность которых одновременно:

    • сопровождается выбросами парниковых газов, масса которых эквивалентна 150 и более тыс. тонн СО2 в год;
    • соответствует производственным процессам или деятельности по перечню и показателям согласно приложению к Критериям, утвержденным постановлением Правительства РФ от 14.03.2022 № 355).

    Утверждение новой методической базы расчета выбросов парниковых газов

    Методика количественного определения объемов выбросов парниковых газов утверждена приказом Минприроды России от 30.06.2015 № 300 «Об утверждении методических указаний и руководства по количественному определению объема выбросов парниковых газов организациями, осуществляющими хозяйственную и иную деятельность в Российской Федерации», однако действует она до 1 марта 2023 года.

    С 1 марта 2023 года приказ Минприроды России от 27.05.2022 № 371 утверждает новые методики количественного определения:

    • объема выбросов парниковых газов;
    • объема поглощений парниковых газов.

    Методики имеют ограниченный срок действия — 6 лет.

    Исчисление платы за превышение выбросов парниковых газов

    Постановление Правительства РФ от 05.08.2022 № 1390 (далее — Постановление № 1390) устанавливает Правила исчисления и взимания платы за превышение квоты выбросов парниковых газов в рамках проведения эксперимента по ограничению выбросов парниковых газов на территории Сахалинской области.

    Согласно Постановлению № 1390, регулируемая организация (ответственная за сдачу отчета о выбросах парниковых газов) исчисляет размер платы самостоятельно по установленной формуле. Информация о внесении платы вместе с платежным документом включается в углеродную отчетность.

    На текущий момент Постановление № 1390 актуально лишь для регулируемых организаций, ведущих свою деятельность на территории Сахалинской области, так как там ведется эксперимент по ограничению выбросов парниковых газов.

    Предполагается, что опыт Сахалинского эксперимента будет масштабирован на другие регионы в рамках Стратегии низкоуглеродного развития РФ до 2050 года.

    Постановление № 1390 вступает в силу с 1 марта 2023 года и действует по 31 декабря 2028 года.

    Государственная экологическая экспертиза (ГЭЭ)

    Изменение порядка проведения ГЭЭ

    С 1 марта 2023 года обновится порядок проведения ГЭЭ в связи с принятым постановлением Правительства РФ от 05.09.2022 № 1562 «О внесении изменений в Положение о проведении государственной экологической экспертизы».

    Нововведения в порядке проведения ГЭЭ
    Сроки проведения ГЭЭ
    • начало срока проведения экспертизы в течение 5 рабочих дней с момента оплаты и приемки рабочих материалов;
    • срок проведения экспертизы не должен превышать 42 рабочих дня либо 2 календарных месяца
    Порядок направления материалов на ГЭЭ в электронном виде через портал Госуслуг или ведомственный программный ресурс (должны быть подписаны УКЭП для юридических лиц и ИП, простой ЭЦП — для физических лиц)
    Сроки действия выданных положительных заключений с учетом срока реализации объекта экспертизы, но не менее 5 лет

    Постановление Правительства РФ от 05.09.2022 № 1562 вступает в силу с 1 марта 2023 года, за исключением отдельных положений, вступающих в силу с 1 марта 2024 года, и действует до 1 января 2027 года.

    Комплексные экологические разрешения (КЭР)

    Изменение порядка получения КЭР

    С 1 марта вступает в силу постановление Правительства РФ от 04.08.2022 № 1386 «О порядке рассмотрения заявок на получение комплексных экологических разрешений, выдачи, переоформления, пересмотра, отзыва комплексных экологических разрешений и внесения в них изменений». Аналогичное постановление Правительства РФ от 13.02.2019 № 143 признается утратившим силу.

    Новые правила получения КЭР предусматривают:

    • Срок выдачи разрешения территориального органа Росприроднадзора не должен превышать 63 рабочих дня с даты регистрации заявки на получение КЭР. Последнюю можно подать в т. ч. через портал Госуслуги.

      Также заявку не нужно будет направлять для рассмотрения в Роспотребнадзор, Росводресурсы и Минприроды;

    • КЭР может быть продлено на 7 лет при соблюдении установленных требований;
    • Разрешения, выданные до 1 марта 2023 года, действуют до окончания установленного срока и не требуют подтверждения путем внесения сведений о них в электронном виде в реестр выданных разрешений в ГИСП;
    • Установленные правила будут действовать 6 лет.

    Полномочия Минприроды России

    С 1 сентября 2023 года полномочия Министерства природных ресурсов и экологии РФ (Минприроды России) будут расширены.

    Изменения касаются вступления в активную фазу формирования в России экономики замкнутого цикла — способа ведения хозяйственной деятельности с минимизацией образования отходов и максимальной переработкой и вовлечением в производственных цикл уже имеющихся.

    Согласно постановлению Правительства РФ от 15.09.2022 № 1618 «О внесении изменений в Положение о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации» Минприроды России будет правомочным принимать:

    • Порядок добычи полезных ископаемых и полезных компонентов из отходов недропользования, в т. ч. из вскрышных и вмещающих горных пород;
    • Порядок использования отходов недропользования.

    Проведение государственных проверок

    В 2023 году большая часть предприятий, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, будет освобождена от плановых проверок в соответствии с постановлением Правительства РФ от 01.10.2022 № 1743 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. № 336».

    Данное решение обусловлено отчасти необходимостью административной и экономической поддержки отечественного бизнеса, а также реформирования контрольно-надзорной системы РФ, основным принципом которой является риск-ориентированный подход.

    Плановые проверки отменяются в отношении предприятий и организаций:

    • деятельность которых не отнесена к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска;
    • объекты которых не являются опасными производственным объектами II класса опасности и гидротехническими сооружениями II класса.

    Хозяйствующий субъект имеет право обратиться с заявлением в контролирующий орган, если он имеет добровольное желание проведения на территории профилактического визита (такой вид проверки не предполагает штрафных санкций по результатам контрольного мероприятия).

    27.12.22
    4K
    0
    Чтобы написать комментарий, авторизуйтесь
    Тут будут ваши комментарии.
    Напишите, пожалуйста