Экологический мониторинг: когда необходимо определять состояние водных биоресурсов

Осуществление мониторинга состояния водных биологических ресурсов необходимо при ведении большого перечня хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду. В статье рассказываем, в каких случаях необходим такой мониторинг, как осуществляются мероприятия по сохранению водных биоресурсов, в каком порядке определяется ущерб для биоресурсов, а также обозреваем правоприменительную практику и обращаемся к примеру проведения мониторинговых мероприятий.

04.09.23
2K

Cодержание статьи

    Максим Сидоренко
    Ведущий специалист отдела экологического мониторинга EcoStandard group

    Обзоры, интервью, свежие новости и изменения в законодательстве — оперативно в нашем Telegram-канале. О самых важных событиях — в нашей группе ВКонтакте.

    Законодательное обоснование проведения мониторинга состояния водных биоресурсов

    Планируемая хозяйственная деятельность всегда имеет презумпцию экологической опасности, что закреплено на законодательном уровне абзацем 9 статьи 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ). Кроме того, хозяйственная и иная деятельность, оказывающая воздействие на окружающую среду (далее — ОС), должна осуществляться на основе принципа обязательности оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении такой деятельности (абзац 10 статьи 3 и пункт 1 статьи 32 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ). Такая оценка проводится независимо от организационно-правовых форм собственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

    Юридические лица обязаны возместить в полном объеме и в соответствии с законодательством вред, причиненный окружающей среде в результате:

    • загрязнения;
    • истощения;
    • порчи;
    • уничтожения;
    • нерационального использования природных ресурсов;
    • деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов;
    • иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.

    Вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, в том числе на проект деятельности которых имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы, включая деятельность по изъятию компонентов природной среды, должен быть возмещен заказчиком либо самим хозяйствующим субъектом.

    В соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ, должны соответствовать предъявляемым природоохранным требованиям следующие виды деятельности, оказывающие прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду:

    • размещение;
    • проектирование;
    • строительство;
    • реконструкция;
    • ввод в эксплуатацию;
    • эксплуатация;
    • консервация;
    • ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов.

    При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности. Также запрещается ввод в эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов без завершения предусмотренных проектами работ по охране ОС, восстановлению природной среды, рекультивации земель в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункты 1 и 2 статьи 38 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ).

    Условия разработки мер по сохранению водных биологических ресурсов

    Согласно частям 1 и 3 статьи 50 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов (далее — Федеральный закон от 20.12.2004 № 166-ФЗ), меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания должны применяться при:

    • территориальном планировании;
    • градостроительном зонировании;
    • планировке территории;
    • архитектурно-строительном проектировании;
    • строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства;
    • внедрении новых технологических процессов;
    • осуществлении иной деятельности.

    Согласно статье 22 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире», любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного мира. Хозяйственная деятельность, связанная с использованием объектов животного мира, должна осуществляться таким образом, чтобы разрешенные к использованию объекты животного мира не ухудшали собственную среду обитания и не причиняли вреда сельскому, водному и лесному хозяйству.

    Меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания, а также порядок осуществления этих мер определены соответствующим Положением (постановление Правительства Российской Федерации от 29.04.2013 № 380 (далее — Положение № 380)).

    Порядок проведения мероприятий по сохранению водных биологических ресурсов

    Среди мероприятий по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания, согласно подпункту «з» пункта 2 Положения № 380, возможно:

    • проведение искусственного воспроизводства, акклиматизации биоресурсов или рыбохозяйственной мелиорации водных объектов;
    • создание новых, расширение или модернизация существующих производственных мощностей, обеспечивающих выполнение таких мероприятий.

    Мероприятия по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания, включая содержание и эксплуатацию производственных мощностей, осуществляются хозяйствующими субъектами, в полном объеме до прекращения такого воздействия за счет собственных средств на выбор двумя способами:

    • самостоятельно;
    • с привлечением на договорной основе юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих искусственное воспроизводство, акклиматизацию биоресурсов и рыбохозяйственную мелиорацию водных объектов (пункт 7 Положения № 380).

    Согласно части 1 статьи 45 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ, искусственное воспроизводство водных биоресурсов обеспечивается юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями на основании договоров на выполнение работ по искусственному воспроизводству водных биоресурсов в соответствии с планами, утвержденными Федеральным агентством по рыболовству (его территориальными органами) в порядке, установленном приказом Минсельхоза России от 20.10.2014 № 395 «Об утверждении порядка подготовки и утверждения планов искусственного воспроизводства водных биологических ресурсов».

    Результатом выполнения работ по искусственному воспроизводству водных биоресурсов является выпуск ЮЛ или ИП водных биоресурсов в водный объект рыбохозяйственного значения, который подтверждается актом выпуска. Акт подписывается уполномоченными представителями Росрыболовства и ЮЛ или ИП по форме, установленной Министерством сельского хозяйства Российской Федерации (часть 4 статьи 45 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ).

    Возмещение вреда может осуществляться посредством взыскания причиненных убытков и (или) путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды (статья 1082 ГК РФ, статья 78 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ). При этом требование о возмещении вреда может быть удовлетворено ответственным лицом двумя способами:

    • возмещение вреда в натуре, то есть предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п. (статья 1082 ГК РФ)
    • возмещение причиненных убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).

    Определение последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания

    Определение последствий и разработка мероприятий по устранению негативного воздействия планируемой деятельности на состояние биоресурсов и среды их обитания производится по методике, утверждаемой Федеральным агентством по рыболовству (подпункт «ж» пункта 2 Положения № 380). Мероприятия направлены на восстановление нарушенного состояния биоресурсов и среды их обитания и разрабатываются в случае невозможности предотвращения негативного воздействия.

    Размер вреда, причиненного водным биоресурсам, уточняется по результатам:

    • мониторинга, в том числе осуществляемого в рамках производственного экологического контроля;
    • инженерно-экологических изысканий и научных исследований, организуемых субъектами планируемой деятельности.

    Исследования водных биологических ресурсов выполняются научными организациями, а также юридическими лицами на основании лицензий, выданных Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.

    Правоприменительная практика

    В случае выявления нарушений природоохранных норм в части воздействия на водные биологические ресурсы (далее — ВБР) судами выносятся постановления, обязывающие природопользователей восполнить нанесенный ущерб. За последний год на территории Российской Федерации было принято 65 судебных решений, касающихся воздействия хозяйственной деятельности на ВБР.

    Дело № А56-22717/2022/ от 18 ноября 2022 года «Строительство системы подачи воды в Западную часть Васильевского острова, в т.ч. строительство водовода...»

    Северо-Западное территориальное Управление Федерального агентства по рыболовству обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском СПб ГКУ «Управление заказчика по строительству и капитальному ремонту объектов инженерно-энергетического комплекса» об обязании возместить вред, причиненный рыбным запасам р. Невы и восточной части Финского залива в связи с осуществлением деятельности в рамках проекта «Строительство системы подачи воды в Западную часть Васильевского острова, в том числе строительство водовода от ГВС до ТЭЦ-7 и Морской наб. Васильевского острова. 2-ой этап — от наб. Робеспьера дюкерным переходом с выходом на Петровскую наб.»

    Решение:

    • выпуск в крупные реки Финского залива годовиков атлантического лосося (семги) средней нормативной навеской 11-20 грамм в количестве 12 433 экз.;
    • неустойка в размере 2000 руб. в день, до фактического исполнения решения суда.

    Дело № А56-44595/2022 от 14 марта 2023 года «Строительство продолжения Суздальского проспекта на участке от Выборгского шоссе до дороги на Каменку»

    Северо-Западное территориальное управление Федерального агентства по рыболовству обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к СПб ГКУ «Дирекция транспортного строительства» об обязании возместить ущерб, причиненный рыбным запасам оз. Нижнее Суздальское и р. Старожиловка в связи с осуществлением деятельности в рамках проекта «Строительство продолжения Суздальского проспекта на участке от Выборгского шоссе до дороги на Каменку»

    Решение:

    • единовременный выпуск в оз. Нахимовское Ленинградской области молоди судака в количестве 24 444 экз.;
    • неустойка в размере 100 000 руб. в месяц, до фактического исполнения решения суда.

    Лицензирование деятельности по мониторингу водных биологических ресурсов

    Для всех случаев ведения хозяйственной и иной деятельности, предусмотренных природоохранным законодательством, необходимо проведение мониторинговых мероприятий. Проверить наличие лицензии на осуществление деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях можно на официальном портале Росгидромета. Работы по исследованию водных биологических ресурсов могут проводиться только при наличии соответствующей лицензии. Так, в перечень осуществляемых видов деятельности, согласно действующей лицензии ООО «ЭКОСТАНДАРТ «Технические решения», входит проведение наблюдений за состоянием ОС, физическими и химическими процессами, происходящими в ней, а также сбор, обработка, хранение, предоставление и распространение информации по итогам наблюдений для определения:

    • уровня радиоактивного загрязнения почв, атмосферного воздуха, водных объектов (в том числе по гидробиологическим показателям);
    • гидрологических характеристик ОС;
    • метеорологических характеристик (за исключением характеристик, получаемых с целью аэронавигационного обслуживания полетов воздушных судов) ОС;
    • уровня химического загрязнения почв, атмосферного воздуха, водных объектов (в том числе по гидробиологическим показателям).

    Практика проведения работ по мониторингу водных биоресурсов

    Долгосрочные мониторинговые наблюдения за состоянием водных биоресурсов осуществляются с целью установления степени воздействия объекта или деятельности на ВБР, а также соблюдения организациями установленных законодательством требований в области охраны окружающей среды. В качестве примера подобных работ можно рассмотреть результаты исследований фитопланктона на 60 км участка в Низовье р. Волги — Северный Каспий.

    По результатам выполненных работ была выявлена статистически значимая межгодовая изменчивость концентрации и биомассы фитопланктона на исследуемом участке в весенний период P = 0,003 и 0,021 соответственно для численности и биомассы.

    Межгодовая изменчивость численности и биомассы фитопланктона

    Пространственное межгодовое распределение фитопланктона также являлось неоднородным, по направлению стока р. Волга — Каспийское море численность и биомасса фитопланктона увеличивалась в 2-11 раз, при достижении широты 44° 50′ тренд приобретал разнонаправленные характеристики.

    Пространственное распределение численности и биомассы

    Ключевыми факторами, оказывающими влияние на состояние фитопланктона, являются гидрохимические условия окружающей среды. Для статистической оценки выдвинутых предположений был проведен анализ корреляции биомассы фитопланктона по трем гидрохимическим характеристикам: температура, растворенный кислород, водородный показатель.

    По результатам проведенного анализа было выявлено, что температура и водородный показатель являются важными факторами, определяющими активную биопродукцию. Несмотря на отсутствие прямой связи между биомассой фитопланктона и уровнем растворенного в воде кислорода, очевидно, что данный фактор является важным для развития фитопланктона. В ранний весенний период при низкой температуре воды концентрация растворенного кислорода повсеместно была высокой, по мере продвижения с Севера на Юг температура воды росла, при этом на открытых участках Северного Каспия за счет волнения возрастало обогащение им поверхности воды.

    Влияние гидрохимических показателей на рост биомассы фитопланктона

    Применение результатов в практической деятельности

    Полученные показатели биомассы фитопланктона используются в числе прочих для дальнейшего установления размера причиненного вреда и при разработке прогнозных моделей. Примерами подобных моделей могут стать дноуглубительные работы, ситуации разливов загрязняющих веществ, определения площади поражения поверхности, когда показатели температуры дают возможность судить о концентрациях и гибели планктона. Помимо этого, определенные показатели и взаимосвязи позволяют делать прогнозы относительно ущерба для рыбы, основываясь на прямых связях температура-планктон-рыба. Поэтому важно уделять внимание качеству проведения исследований и обработки полученных данных.

    04.09.23
    2K
    0
    Чтобы написать комментарий, авторизуйтесь
    Тут будут ваши комментарии.
    Напишите, пожалуйста