Осуществление мониторинга состояния водных биологических ресурсов необходимо при ведении большого перечня хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду. В статье рассказываем, в каких случаях необходим такой мониторинг, как осуществляются мероприятия по сохранению водных биоресурсов, в каком порядке определяется ущерб для биоресурсов, а также обозреваем правоприменительную практику и обращаемся к примеру проведения мониторинговых мероприятий.
Cодержание статьи
Обзоры, интервью, свежие новости и изменения в законодательстве — оперативно в нашем Telegram-канале. О самых важных событиях — в нашей группе ВКонтакте.
Законодательное обоснование проведения мониторинга состояния водных биоресурсов
Планируемая хозяйственная деятельность всегда имеет презумпцию экологической опасности, что закреплено на законодательном уровне абзацем 9 статьи 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ). Кроме того, хозяйственная и иная деятельность, оказывающая воздействие на окружающую среду (далее — ОС), должна осуществляться на основе принципа обязательности оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении такой деятельности (абзац 10 статьи 3 и пункт 1 статьи 32 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ). Такая оценка проводится независимо от организационно-правовых форм собственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Юридические лица обязаны возместить в полном объеме и в соответствии с законодательством вред, причиненный окружающей среде в результате:
- загрязнения;
- истощения;
- порчи;
- уничтожения;
- нерационального использования природных ресурсов;
- деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов;
- иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.
Вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, в том числе на проект деятельности которых имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы, включая деятельность по изъятию компонентов природной среды, должен быть возмещен заказчиком либо самим хозяйствующим субъектом.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ, должны соответствовать предъявляемым природоохранным требованиям следующие виды деятельности, оказывающие прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду:
- размещение;
- проектирование;
- строительство;
- реконструкция;
- ввод в эксплуатацию;
- эксплуатация;
- консервация;
- ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов.
При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности. Также запрещается ввод в эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов без завершения предусмотренных проектами работ по охране ОС, восстановлению природной среды, рекультивации земель в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункты 1 и 2 статьи 38 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ).
Условия разработки мер по сохранению водных биологических ресурсов
Согласно частям 1 и 3 статьи 50 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов (далее — Федеральный закон от 20.12.2004 № 166-ФЗ), меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания должны применяться при:
- территориальном планировании;
- градостроительном зонировании;
- планировке территории;
- архитектурно-строительном проектировании;
- строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства;
- внедрении новых технологических процессов;
- осуществлении иной деятельности.
Согласно статье 22 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире», любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного мира. Хозяйственная деятельность, связанная с использованием объектов животного мира, должна осуществляться таким образом, чтобы разрешенные к использованию объекты животного мира не ухудшали собственную среду обитания и не причиняли вреда сельскому, водному и лесному хозяйству.
Меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания, а также порядок осуществления этих мер определены соответствующим Положением (постановление Правительства Российской Федерации от 29.04.2013 № 380 (далее — Положение № 380)).
Порядок проведения мероприятий по сохранению водных биологических ресурсов
Среди мероприятий по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания, согласно подпункту «з» пункта 2 Положения № 380, возможно:
- проведение искусственного воспроизводства, акклиматизации биоресурсов или рыбохозяйственной мелиорации водных объектов;
- создание новых, расширение или модернизация существующих производственных мощностей, обеспечивающих выполнение таких мероприятий.
Мероприятия по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания, включая содержание и эксплуатацию производственных мощностей, осуществляются хозяйствующими субъектами, в полном объеме до прекращения такого воздействия за счет собственных средств на выбор двумя способами:
- самостоятельно;
- с привлечением на договорной основе юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих искусственное воспроизводство, акклиматизацию биоресурсов и рыбохозяйственную мелиорацию водных объектов (пункт 7 Положения № 380).
Согласно части 1 статьи 45 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ, искусственное воспроизводство водных биоресурсов обеспечивается юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями на основании договоров на выполнение работ по искусственному воспроизводству водных биоресурсов в соответствии с планами, утвержденными Федеральным агентством по рыболовству (его территориальными органами) в порядке, установленном приказом Минсельхоза России от 20.10.2014 № 395 «Об утверждении порядка подготовки и утверждения планов искусственного воспроизводства водных биологических ресурсов».
Результатом выполнения работ по искусственному воспроизводству водных биоресурсов является выпуск ЮЛ или ИП водных биоресурсов в водный объект рыбохозяйственного значения, который подтверждается актом выпуска. Акт подписывается уполномоченными представителями Росрыболовства и ЮЛ или ИП по форме, установленной Министерством сельского хозяйства Российской Федерации (часть 4 статьи 45 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ).
Возмещение вреда может осуществляться посредством взыскания причиненных убытков и (или) путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды (статья 1082 ГК РФ, статья 78 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ). При этом требование о возмещении вреда может быть удовлетворено ответственным лицом двумя способами:
- возмещение вреда в натуре, то есть предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п. (статья 1082 ГК РФ)
- возмещение причиненных убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Определение последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания
Определение последствий и разработка мероприятий по устранению негативного воздействия планируемой деятельности на состояние биоресурсов и среды их обитания производится по методике, утверждаемой Федеральным агентством по рыболовству (подпункт «ж» пункта 2 Положения № 380). Мероприятия направлены на восстановление нарушенного состояния биоресурсов и среды их обитания и разрабатываются в случае невозможности предотвращения негативного воздействия.
Размер вреда, причиненного водным биоресурсам, уточняется по результатам:
- мониторинга, в том числе осуществляемого в рамках производственного экологического контроля;
- инженерно-экологических изысканий и научных исследований, организуемых субъектами планируемой деятельности.
Исследования водных биологических ресурсов выполняются научными организациями, а также юридическими лицами на основании лицензий, выданных Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.
Правоприменительная практика
В случае выявления нарушений природоохранных норм в части воздействия на водные биологические ресурсы (далее — ВБР) судами выносятся постановления, обязывающие природопользователей восполнить нанесенный ущерб. За последний год на территории Российской Федерации было принято 65 судебных решений, касающихся воздействия хозяйственной деятельности на ВБР.
Дело № А56-22717/2022/ от 18 ноября 2022 года «Строительство системы подачи воды в Западную часть Васильевского острова, в т.ч. строительство водовода...»
Северо-Западное территориальное Управление Федерального агентства по рыболовству обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском СПб ГКУ «Управление заказчика по строительству и капитальному ремонту объектов инженерно-энергетического комплекса» об обязании возместить вред, причиненный рыбным запасам р. Невы и восточной части Финского залива в связи с осуществлением деятельности в рамках проекта «Строительство системы подачи воды в Западную часть Васильевского острова, в том числе строительство водовода от ГВС до ТЭЦ-7 и Морской наб. Васильевского острова. 2-ой этап — от наб. Робеспьера дюкерным переходом с выходом на Петровскую наб.»
Решение:
- выпуск в крупные реки Финского залива годовиков атлантического лосося (семги) средней нормативной навеской 11-20 грамм в количестве 12 433 экз.;
- неустойка в размере 2000 руб. в день, до фактического исполнения решения суда.
Дело № А56-44595/2022 от 14 марта 2023 года «Строительство продолжения Суздальского проспекта на участке от Выборгского шоссе до дороги на Каменку»
Северо-Западное территориальное управление Федерального агентства по рыболовству обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к СПб ГКУ «Дирекция транспортного строительства» об обязании возместить ущерб, причиненный рыбным запасам оз. Нижнее Суздальское и р. Старожиловка в связи с осуществлением деятельности в рамках проекта «Строительство продолжения Суздальского проспекта на участке от Выборгского шоссе до дороги на Каменку»
Решение:
- единовременный выпуск в оз. Нахимовское Ленинградской области молоди судака в количестве 24 444 экз.;
- неустойка в размере 100 000 руб. в месяц, до фактического исполнения решения суда.
Лицензирование деятельности по мониторингу водных биологических ресурсов
Для всех случаев ведения хозяйственной и иной деятельности, предусмотренных природоохранным законодательством, необходимо проведение мониторинговых мероприятий. Проверить наличие лицензии на осуществление деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях можно на официальном портале Росгидромета. Работы по исследованию водных биологических ресурсов могут проводиться только при наличии соответствующей лицензии. Так, в перечень осуществляемых видов деятельности, согласно действующей лицензии ООО «ЭКОСТАНДАРТ «Технические решения», входит проведение наблюдений за состоянием ОС, физическими и химическими процессами, происходящими в ней, а также сбор, обработка, хранение, предоставление и распространение информации по итогам наблюдений для определения:
- уровня радиоактивного загрязнения почв, атмосферного воздуха, водных объектов (в том числе по гидробиологическим показателям);
- гидрологических характеристик ОС;
- метеорологических характеристик (за исключением характеристик, получаемых с целью аэронавигационного обслуживания полетов воздушных судов) ОС;
- уровня химического загрязнения почв, атмосферного воздуха, водных объектов (в том числе по гидробиологическим показателям).
Практика проведения работ по мониторингу водных биоресурсов
Долгосрочные мониторинговые наблюдения за состоянием водных биоресурсов осуществляются с целью установления степени воздействия объекта или деятельности на ВБР, а также соблюдения организациями установленных законодательством требований в области охраны окружающей среды. В качестве примера подобных работ можно рассмотреть результаты исследований фитопланктона на 60 км участка в Низовье р. Волги — Северный Каспий.
По результатам выполненных работ была выявлена статистически значимая межгодовая изменчивость концентрации и биомассы фитопланктона на исследуемом участке в весенний период P = 0,003 и 0,021 соответственно для численности и биомассы.

Пространственное межгодовое распределение фитопланктона также являлось неоднородным, по направлению стока р. Волга — Каспийское море численность и биомасса фитопланктона увеличивалась в 2-11 раз, при достижении широты 44° 50′ тренд приобретал разнонаправленные характеристики.

Ключевыми факторами, оказывающими влияние на состояние фитопланктона, являются гидрохимические условия окружающей среды. Для статистической оценки выдвинутых предположений был проведен анализ корреляции биомассы фитопланктона по трем гидрохимическим характеристикам: температура, растворенный кислород, водородный показатель.
По результатам проведенного анализа было выявлено, что температура и водородный показатель являются важными факторами, определяющими активную биопродукцию. Несмотря на отсутствие прямой связи между биомассой фитопланктона и уровнем растворенного в воде кислорода, очевидно, что данный фактор является важным для развития фитопланктона. В ранний весенний период при низкой температуре воды концентрация растворенного кислорода повсеместно была высокой, по мере продвижения с Севера на Юг температура воды росла, при этом на открытых участках Северного Каспия за счет волнения возрастало обогащение им поверхности воды.

Применение результатов в практической деятельности
Полученные показатели биомассы фитопланктона используются в числе прочих для дальнейшего установления размера причиненного вреда и при разработке прогнозных моделей. Примерами подобных моделей могут стать дноуглубительные работы, ситуации разливов загрязняющих веществ, определения площади поражения поверхности, когда показатели температуры дают возможность судить о концентрациях и гибели планктона. Помимо этого, определенные показатели и взаимосвязи позволяют делать прогнозы относительно ущерба для рыбы, основываясь на прямых связях температура-планктон-рыба. Поэтому важно уделять внимание качеству проведения исследований и обработки полученных данных.
Напишите, пожалуйста