ESG-повестка в 2024 году была насыщена важными событиями, которые оказали влияние на развитие экологических, социальных и управленческих практик. Несмотря на возникающие трудности, ESG-повестка в России осталась актуальной и продолжает развиваться на глобальном уровне.
Cодержание статьи
Обзоры, интервью, свежие новости и изменения в законодательстве — оперативно в нашем Telegram-канале. О самых важных событиях — в нашей группе ВКонтакте.
Климатическая повестка
Интерес в продвижении климатической повестки БРИКС
На государственном и корпоративном уровнях в России имеется множество заинтересованных сторон в продвижении климатической повестки в рамках БРИКС. В 2024 году Россия председательствовала в БРИКС, а значит продвижение климатической повестки было подкреплено еще и административными возможностями. Среди прочего, заинтересованные вопросами климата стороны в России озвучили конкретные планы:
- расширение климатического сотрудничества со странами БРИКС;
- развитие общих стандартов для адаптационных и зеленых облигаций;
- синхронизация подходов к углеродному регулированию;
- выработка совместных стандартов энергоперехода;
- создание общей зеленой таксономии;
- взаимное признание результатов климатических проектов.
Тем не менее, существуют определенные трудности в формировании и продвижении общей климатической политики БРИКС. Одной из главных проблем является значительное разнообразие национальных климатических политик и отсутствие четкой институционально-правовой и организационной структуры, с которой необходимо согласовывать планы заинтересованных сторон в России, будь то регуляторы или представители бизнеса.
Стресс-тестирование переходных климатических рисков от Банка России
Банк России провел стресс-тестирование, и оценил влияние климатических рисков на банки и крупнейшие компании России.
Результаты тестирования показали, что банкам необходимо улучшить управление климатическими рисками в соответствии с рекомендациями Банка России. Это включает диверсификацию собственного кредитного портфеля и помощь компаниям, производящим углеводороды, а также тем, кто выбрасывает большие объемы парниковых газов, в перестройке их бизнес-моделей в условиях энергоперехода.
При реализации переходных климатических рисков часть крупнейших нефинансовых компаний из «коричневых» отраслей может столкнуться со значительным ухудшением финансового положения на рубеже 2030-х гг. Если экономика не адаптируется, а доля «коричневых» компаний останется прежней, риски для банковского сектора могут быть значительными.
Требования к отчетности
В России принята таксономия социальных проектов
Основная цель социальной таксономии — определить, что может относиться к социальным проектам, привлечь в них инвестиции, способствуя решению общественных проблем.
Постановлением Правительства РФ от 30.12.2023 № 2415 закреплено определение и критерии социального проекта. В основу документа легли стандарты Международной ассоциации рынков капитала (ICMA), помимо этого проводились дискуссии с участниками рынка: представителями ESG-альянса, крупнейшими банками и кредитными рейтинговыми агентствами.
Социальный проект должен удовлетворять сразу нескольким условиям:
- соответствовать одному или нескольким направлениям и критериям (при наличии) социальных проектов, утвержденным Правительством Российской Федерации;
- реализация проекта должна способствовать достижению приоритетных целей: решению конкретных социальных задач и достижению социального эффекта;
- быть направленным на достижение одной или нескольких целей, указанных в декларации «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года»;
- отсутствие значимых негативных эффектов для окружающей среды, а также отсутствие значимых негативных эффектов для лиц, в интересах которых реализуется такой проект, и для населения, жизнедеятельность которого затрагивается посредством его реализации (принцип «Do No Significant Harm»).
Результатом реализации социального проекта, в соответствии с Постановлением № 2415, должно быть получение социального эффекта, который:
- материален (эффект от реализации проекта имеет положительное влияние на социальное благополучие лиц, в интересах которых реализуется социальный проект, и (или) населения в целом и определен количественно);
- подробно описан в документах, определяющих условия реализации социального проекта.
Запущен функционал для раскрытия компаниями отчетов об устойчивом развитии
Минэкономразвития совместно с Единым федеральным реестром юридически значимых сведений о деятельности юридических лиц (Федресурсом) предоставили компаниям возможность централизованно раскрывать отчеты об устойчивом развитии, следуя методическим рекомендациям, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 01.11.2023 № 764 «Об утверждении методических рекомендаций по подготовке отчетности об устойчивом развитии».
Согласно этим рекомендациям, российским государственным, публичным или крупным компаниям с выручкой от 10 млрд рублей, а также другим заинтересованным организациям, следует ежегодно раскрывать социальные, управленческие, экологические и экономические показатели.
Министерство рекомендует вносить информацию об отчетности об устойчивом развитии и о результатах ее независимой внешней оценки в Федресурс в течение 10 рабочих дней после ее публикации на официальном сайте компании.
Потенциальными клиентами нового сервиса являются свыше 500 000 российских компаний, которые уже имеют «личные кабинеты» на Федресурсе.
Зеленое финансирование
Операторы реестра углеродных единиц освобождены от уплаты НДС
Утвержден Федеральный закон от 26.02.2024 № 37-ФЗ «О внесении изменений в статьи 149 и 343 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», освобождающий от налога на добавленную стоимость услуги оператора реестра углеродных единиц (компания «Контур»).
Таким образом, расходы исполнителей климатических проектов, связанные с продажей углеродных единиц и их регистрацией, будут снижены, что станет дополнительным стимулом для развития рынка.
Повестка устойчивого развития в городах и регионах
Сбер и ВЭБ.РФ выпустили индекс устойчивого развития для городов и регионов России
На платформе Города.рф в открытом доступе опубликован новый ESG-индекс. Он даст возможность всем, кто занимается устойчивым развитием территорий, не только оценить свой прогресс на этом пути, но и обмениваться лучшими практиками в области экологической, социальной и управленческой трансформации.
ESG-индексы и стандарты — норма в корпоративном мире. Отличие индекса ВЭБ.РФ и СБЕРа состоит в том, что он создан не для улучшения имиджа компании или максимизации прибыли, а исходя из потребностей среднестатистической российской семьи.
Система оценки использует около 60 параметров из более чем 300 в основном индексе качества жизни, с добавлением некоторых специфических компонентов, касающихся, например, сбора и переработки ТКО.
ESG-статус Москвы
В Москве утверждены критерии присвоения столичным компаниям статуса соответствия целям устойчивого развития: ESG-статус Москвы.
Утверждены критерии присвоения столичным компаниям статуса соответствия их деятельности целям устойчивого развития — ESG-статуса. Он включает 101 показатель, охватывающий деловую репутацию, влияние на окружающую среду и экологию, а также социальные и экономические аспекты. Методология разработана с учетом рекомендаций Банка России и Минэкономразвития России.
Статус предоставляет предприятиям возможность получить снижение процентной ставки по кредитам от партнерских банков, специальные условия для размещения финансовых инструментов компании, а также повысить свой имидж за счет соблюдения принципов устойчивого развития.
Меры стимулирования бизнеса
Взгляд РСПП на ESG-повестку
В соответствии с рекомендациями РСПП компании должны сами определить свои задачи и цели в области устойчивого развития. Без этого понимания они будут отставать. Компетентное управление предполагает понимание ожиданий заинтересованных сторон, а также стремление к их балансировке. Ответственные компании, инвестирующие в решение социально значимых задач, обладают большим потенциалом устойчивости.
Наряду с внутренними стимулами важны и внешние. Определить конкретные факторы сложно, так как они могут отличаться для крупного и малого бизнеса.
Сегодня стоит сосредоточиться на развитии зеленых и социальных проектов, а также на ответственном финансировании — как со стороны крупных инвесторов, включая финансовые институты, так и индивидуальных инвесторов. Это важно не только для поддержки ответственной практики, но и для привлечения частных инвестиций в проекты, выгодные как для самих компаний, так и для общества в целом, а также для решения острых социальных проблем.
Подробнее о взгляде РСПП на ESG-повестку и российском бизнесе в 2024 году можно прочитать в нашей статье.
Международное взаимодействие
Сегодня в рамках международного сотрудничества по вопросам устойчивого развития для бизнеса действует эффективный механизм — Глобальный договор ООН. Это структура ООН, ориентированная прежде всего на бизнес и направленная на его вовлечение в данную повестку. В России функционирует национальная сеть Глобального договора, члены которой объединены в Ассоциацию, и многие российские компании входят в нее; учредителем выступает РСПП. Это одна из немногих международных площадок, на которой российский бизнес может активно проявить себя.
Тем не менее, существуют определенные сложности. Многие западные организации, с которыми сотрудничал российский бизнес, особенно в сфере взаимодействия с финансовыми институтами, рейтинговыми и сертификационными органами, прекратили сотрудничество. Вместе с тем появились новые перспективы на других площадках, таких как БРИКС.
В России ведется активная работа над тем, чтобы не упускать важные тенденции и соответствовать общему направлению движения в сторону устойчивого развития. Крупный бизнес играет в этом важную роль. Безусловно, на этом пути возникают сложности, но также открывается множество возможностей.
Напишите, пожалуйста