Охрана труда в России: главные итоги 2022 года

2022 год стал по-настоящему революционным для сферы охраны труда. Глобальные изменения законодательства были призваны закрыть многолетние вопросы и адаптировать всю систему охраны труда под современные реалии, чтобы приблизиться к достижению общей цели — построению культуры безопасности в стране. О пяти главных итогах года в авторской колонке для EcoStandard.journal рассуждает Игорь Цирин, советник генерального директора ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России.

28.12.22
4K

Cодержание статьи

    Игорь Цирин
    Cоветник генерального директора ФГБУ ВНИИ труда Минтруда России

    Вступление в силу новой редакции X раздела ТК РФ

    Изменения в ТК РФ готовились 3 года и вступили в действие 1 марта 2022 года. Это глобальное изменение трудового законодательства, настоящая революция в сфере охраны труда, ознаменовавшая переход от разбора последствий происшествий и несчастных случаев к их профилактике. Это становление всей сферы охраны труда на рельсы риск-ориентированного подхода.

    Почему риск-ориентированный подход оказался так важен? Последние 7-8 лет наблюдалось замедление темпов снижения травматизма на производстве, и в этом свете становилось проблематично реализовать стратегию «Нулевого травматизма». Такие эффективные инструменты, как учет микротравм и оценка профессиональных рисков были прерогативой только крупных компаний. Внедрив эти инструменты на законодательном уровне, мы вводим риск-ориентированный подход для всех, и теперь уже не только служба охраны труда, но и сам работодатель обязан вовлекаться в вопросы безопасности на рабочем месте. А это серьезный вклад в построение культуры безопасности во всей стране.

    Положение об особенностях расследования несчастных случаев

    Еще одним знаменательным событием года стал приказ Минтруда РФ от 20.04.2022 № 223н «Об утверждении Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, форм документов, соответствующих классификаторов, необходимых для расследования несчастных случаев на производстве».

    Новый приказ учитывает вызовы времени, связанные с всеобщей цифровизацией и дистанционной работой, препятствует задвоению требований в разных законодательных актах и закрывает те вопросы, которые раньше были недостаточно освещены. Какие знаковые изменения хотелось бы отметить?

    1. Исключен общий перечень лиц, несчастные случаи с которыми подлежат расследованию и учету, так как они уже указаны в ст. 227 ТК РФ.
    2. Разрешено применять дистанционные технологии при опросе пострадавших и очевидцев, осмотре места происшествия, проведении заседаний комиссии.
    3. Пересмотрен порядок формирования комиссии по расследованию несчастных случаев. Так, например, члена комиссии можно заменить, если он уклоняется от участия в работе комиссии без уважительных причин.
    4. Расследование несчастных случаев, пострадавшими при которых являются надомники, осужденные лица, психически больные, получающие лечение в психиатрических (психоневрологических) учреждениях, привлекаемые к труду в порядке трудотерапии в соответствии с медицинскими рекомендациями и др., нужно проводить теперь в общем порядке.
    5. В пункте 31 нового Положения подробно рассмотрен механизм учета особого мнения при разногласиях в работе комиссии по расследованию. Особое мнение приобщается к материалам расследования, при этом члены комиссии и ее председатель обязаны подписать акт. В исключительном случае, при отказе от подписания акта, протокол об отказе передается в ГИТ, там рассматривается и назначается дополнительное расследование НС.
    6. В пункте 10 впервые указаны особенности расследования групповых, тяжелых несчастных случаев, или со смертельным исходом, происшедших с дистанционными работниками.
    7. В Приложении № 2 представлено 11 обновленных форм, необходимых для расследования несчастных случаев на производстве — прежде их было 9.
    8. Как следует из названия приказа, в нем появились классификаторы. Их применение и применение специальных кодов, в которых содержится четкая информация о причинах, видах происшествия, должно способствовать более эффективной разработке плана мероприятий по предотвращению несчастных случаев.

    Порядок обучения по охране труда

    Документ, который стал предметом бурных обсуждений, большого количества вопросов, предложений о доработке и который пришел на замену патриарху регулирования в лице Постановления № 1/29 — это постановление Правительства РФ от 24 декабря 2021 г. № 2464 «О порядке обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда». Новый нормативно-правовой акт является постановлением не просто Министерства, а самого Правительства Российской Федерации. Что нового предложил нам этот НПА?

    • введен принципиально новый вид обучения по охране труда — обучение использованию (применению) средств индивидуальной защиты;
    • конкретизированы обязательные требования обучения по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве;
    • раскрыты требования по проведению стажировки на рабочем месте;
    • введено право работодателя на организацию периодических тренировок и учений, которые, несомненно, позволят выработать и закрепить умения и навыки безопасного труда.

    Новый НПА вводит реестровую модель в отношении учета работодателей, проводящих обучение и проверки знаний своих работников по охране труда, а также учета работников, прошедших обучение и проверку знаний и у работодателя, и в обучающих организациях. Не обошлось и без вклада в построение риск-ориентированного подхода: документ установил обязательные требования по планированию работодателями обучения и проверки знаний, а именно кто их проходит, где и по каким программам.

    Примерное положение о системе управления охраной труда

    В продолжение к обновленному X разделу ТК РФ риск-ориентированный подход помогает сформировать Приказ Минтруда РФ от 29 октября 2021 г. № 776н «Об утверждении Примерного положения о системе управления охраной труда». Нормативно-правовой акт мотивирует работодателя учесть специфику своей работы и создать свою систему управления охраной труда, а не скопировать типовую.

    Примерное положение имеет цель оказать содействие работодателям в создании, внедрении и обеспечении функционирования СУОТ в организации, в разработке локальных нормативных актов, определяющих порядок функционирования такой системы и разработке мер, направленных на создание безопасных условий труда, предотвращение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости. В то же время это набор рекомендаций, в соответствии с которыми управление охраной труда рекомендуется осуществлять при непосредственном участии работников и (или) уполномоченных ими представителей.

    Примерным положением о СУОТ определено, что политика (стратегия) в области охраны труда может быть локальным нормативным актом работодателя, его разделом или публичной декларацией о намерении и гарантированном выполнении им государственных нормативных требований охраны труда и добровольно принятых на себя обязательств. В приложениях к приказу закрепляются примерный перечень опасностей и мер по управлению ими в рамках СУОТ и примерный перечень работ повышенной опасности, к которым предъявляются отдельные требования по их организации и обучению работников.

    Для отдельных работодателей допускается упрощение структуры системы управления охраной труда: к ним относятся те, кто для функционирования охраны труда не привлекает дополнительные ресурсы и не проводит дополнительные мероприятия, предусмотренные СУОТ.

    ВНОТ и БИОТ

    Даже в условиях существенного изменения рынка СИЗ с локализацией их производства на отечественные предприятия выставки в рамках ВНОТ и БИОТ прошли успешно. Деловая программа этих мероприятий также продемонстрировала интерес работодателей к необходимости обмена опытом, лучшими практиками, к необходимости обсуждать и совместно искать решения наиболее важных и спорных вопросов — даже в условиях кризиса.

    В панельной дискуссии по теме «Обучение по охране труда в новых реалиях. Прорыв или тупик?» в рамках БИОТ-2022, на которой я выступил модератором, приняло участие более 350 специалистов. В процессе дискуссии от слушателей поступило 150 вопросов и предложений. По результатам обсуждения впервые в истории БИОТ была принята резолюция, содержащая конкретные предложения по улучшению и дальнейшему развитию регулирования обучения по охране труда. Резолюция была направлена на дальнейшее обсуждение в Минтруд.

    На мой взгляд, еще одним важным событием стало проведение на открытой площадке БИОТ обсуждения «Роль и место стандартов СБТ при создании безопасных условий труда». Впервые за много лет мы всерьез обратились к проблеме актуализации стандартов системы безопасности труда. Для этого возобновил свою работу ТК 251 «Безопасность труда», о котором и рассказывалось в рамках обсуждения: участникам был представлен план 2023 года по актуализации стандартов, и также как и в предыдущем случае поступило много предложений как по самой актуализации, так и по участию в работе ТК 251.

    28.12.22
    4K
    0
    Чтобы написать комментарий, авторизуйтесь
    Тут будут ваши комментарии.
    Напишите, пожалуйста