Новый порядок проведения СОУТ для микропредприятий. Разбираемся в нем совместно с ВНИИ труда

С 1 марта 2023 года начинает действовать особый порядок проведения СОУТ для микропредприятий — так называемая процедура самодекларирования. Вместе с регулятором разбираемся, почему было принято решение о разработке приказа, кто участвовал в его разработке, для кого он актуален, какие проблемы призван решить и как осуществлять спецоценку по новому порядку.

25.01.23
160

Cодержание статьи

    Игорь Цирин
    Cоветник генерального директора ФГБУ ВНИИ труда Минтруда России

    Обзоры, интервью, свежие новости и изменения в законодательстве — оперативно в нашем Telegram-канале. О самых важных событиях — в нашей группе ВКонтакте.

    Предпосылки

    31 октября 2022 года был опубликован приказ Минтруда России от 31.10.2022 № 699н «Об утверждении особенностей проведения специальной оценки условий труда рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности — субъектов малого предпринимательства (включая работодателей — индивидуальных предпринимателей), которые в соответствии с федеральным законодательством отнесены к микропредприятиям» (далее — Приказ). Согласно новому НПА, с 1 марта 2023 года устанавливается новый порядок проведения СОУТ для микропредприятий — так называемая процедура самодекларирования. Почему было принято решение о разработке такого приказа?

    Большинство решений о разработке новых нормативно-правовых актов продиктованы одной из двух целей:

    1. Устранить конкретную угрозу жизни работников и улучшить их условия труда.
    2. Упростить процедуру и уменьшить давление на бизнес ввиду сокращения финансовой, административной и любых других нагрузок.

    В случае с новым приказом о самодекларировании СОУТ речь идет о второй цели. В большинстве организаций есть большое количество рабочих мест, которые априори имеют оптимальные или допустимые условия труда — например, связанные с риэлторскими, нотариальными, кассационными услугами и т.д, то есть это офисные рабочие места. На таких рабочих местах спецоценка с привлечением внешних организаций является излишней: работодатель тратит лишние деньги, а подрядные организации в каком-то смысле отвлекаются от спецоценки на тех предприятиях, где есть действительно опасные условия труда. Все эти рассуждения легли в основу идеи для нового НПА, разработка которого стартовала в начале 2022 года.

    Разработка и согласование приказа

    Разработкой предложения по созданию приказа занимался ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России с привлечением внешних экспертов и партнеров. Разработка шла довольно быстро и, важно отметить, вне государственного задания и формальных процедур: она обобщила накопленный опыт отечественного проведения спецоценки, мнение привлеченных экспертов и оценивающих организаций. После формирования предложения оно направилось в Минтруд, который и подготовил проект приказа.

    Документ был опубликован в конце октября 2022 года, а вступает в силу в марте 2023 — таким образом, закладывается более 90 дней, чтобы работодатель успел подготовиться к работе по новому порядку.

    Новый приказ наряду с предшествующими и предстоящими изменениями входит в глобальное трансформирование законодательства в сфере охраны труда. Принятый в 2020 году Федеральный закон «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» от 31.07.2020 № 247-ФЗ принципиально изменил работу регулятора с нормативно-правовыми актами: если раньше можно было ожидать, что НПА выходит «на века» — например, в 2005 году ни одно правило по охране труда не актуализировалось — то новый закон показывает, что документы являются, можно сказать, живыми организмами, за которыми ведется мониторинг правоприменительной практики. СОУТ как составляющая часть системы охраны труда, процедура, которая дает знания как минимум о вредности на рабочем месте, всегда находится под пристальным вниманием — со стороны контрольно-надзорных органов, регулятора и самих предприятий. Если есть возможность сделать процедуру более понятной, приближенной к работодателю, ведь именно он отвечает за обеспечение безопасных условий труда, то эту возможность нужно использовать.

    Проблемы, которые решает приказ

    Основная цель принятия приказа, как было сказано ранее — облегчить работу, снизить финансовые издержки и нагрузку как на работодателей, так и на оценивающие организации. Работодателю дается право самому распоряжаться проведением СОУТ в своей организации. Но когда кому-то дается право, за этим правом автоматически возникает ответственность.

    Приказ позволяет учесть специфику своей работы и на ее основе провести спецоценку и сформировать локальный нормативный акт. Но все ли захотят этим заниматься? Ведь чтобы это делать, нужно разобраться в действующем законодательстве по охране труда, самостоятельно идентифицировать опасные факторы, а раньше можно было отдать это сторонней организации и не касаться вопросов охраны труда в своей деятельности. Вполне допустимо, что работодатель в этом случае задастся вопросом: «Зачем мне брать на себя ответственность?»

    Здесь и становится очевидной еще одна цель приказа, которая соответствует цели всей трансформации законодательства — вовлечь работодателя в вопросы охраны труда. Теперь не получится закрыть обязательные требования формальной «бумажкой» от сторонней организации — придется разобраться с тем, что такое в принципе процедура СОУТ и как работать по предложенному чек-листу.

    Центр тяжести регулирования ОТ переносится с федерального на локальный уровень. Не всем это нравится, и даже во ВНИИ труда приходит много писем и вопросов по типу: «Почему вы нас вывели из строя? Так хорошо было работать по четким правилам, например, вешать табличку здесь и на такой высоте, а теперь приходится самому принимать решение, вешать или не вешать эту табличку». Выясняется, что кроме привычных всем запретов есть другие способы решения проблем: инвестировать в новые технологии, использовать не только индивидуальные, но и коллективные средства защиты и т.д. А от работодателей нужна компетентность, которую они могут получить с помощью обучений, проверки знаний — тогда они смогут решить и вопросы спецоценки, и идентификации опасных факторов, и других действий, которые возникают в рамках СУОТ. Иллюзия того, что если на руках есть «корочка», то можно провести какую-то процедуру, со временем должна исчезнуть.

    Для кого актуальна новая процедура?

    В п.2 Приказа приведен перечень видов деятельности, для которых актуален приказ: это деятельность в области информационных технологий, административная, образовательная, рекламная и т.д. Именно эти виды деятельности выбирались посредством анализа ряда документов Минтруда, Роструда, ФСС, Росстандарта, а также статистических данных с начала XXI века по травматизму и несчастным случаям с учетом ОКВЭД. Такой анализ позволил понять, какие отрасли из года в год вносят существенный вклад в статистику тяжелых и смертельных несчастных случаев, и им, конечно, не предлагается процедура самодекларирования.

    Как провести СОУТ по новому порядку

    Для того, чтобы провести СОУТ по новому порядку, нужно пройти несколько шагов.

    1. Определить, относится ли ваше предприятие к категории микропредприятий.
    2. Соотнести перечень видов деятельности, для которых актуален приказ, со своим ОКВЭД.
    3. Провести идентификацию вредных и/или опасных производственных факторов с помощью проверочного листа (приложение 1 Приказа). На каждое рабочее место — отдельный проверочный лист.
    4. В случае хотя бы одной отметки «да» в проверочном листе организовать процедуру СОУТ с привлечением внешней организации по старому порядку.
    5. Ознакомить сотрудников с результатами СОУТ.
    6. Подать декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требования в территориальное отделение ГИТ (приложение 2 Приказа).
    25.01.23
    160
    0
    Чтобы написать комментарий, авторизуйтесь
    Тут будут ваши комментарии.
    Напишите, пожалуйста