Справочники НДТ: как пользоваться и где применять

Одним из направлений выстраивания природоохранных институтов является их заимствование из зарубежной практики и адаптация к условиям России. К числу таких институтов относится внедрение подхода, основанного на принципе наилучших доступных технологий (НДТ). Вопросы разработки, утверждения и применения ИТС НДТ в России обрели свою актуальность относительно недавно. О том, для чего нужны справочники, как ими пользоваться и как их улучшить – читайте в статье.

06.09.22
641

Cодержание статьи

    Владислав Донченко
    Директор ФГБУН СПб НИЦ экологической безопасности Российской академии наук (НИЦЭБ РАН)
    Елена Есина
    Президент Общероссийского объединения работодателей в сфере охраны окружающей среды, член общественного совета при Минприроды РФ
    Михаил Бегак
    Заместитель председателя Технического комитета 133 «Наилучшие доступные технологии»

    История развития справочников ИТС НДТ

    Европейский опыт

    Правовая система ЕС в значительной мере является законодательством прямого действия. В отличие от рамочных законов России, такая система не нуждается в дополнительном толковании актами каких-либо органов власти. Она охватывает практически все основные вопросы охраны окружающей среды и природопользования. Основным принципом природоохранного законодательства ЕС, предусмотренным Директивой 96/61/ЕС «О комплексном предотвращении и контроле загрязнений», является постоянное снижение степени воздействия на окружающую среду. В целях создания равновесия между требованиями минимизировать загрязнение и реальными техническими возможностями Директивой предусмотрено применение механизма расчета показателей воздействия на основе «наилучших доступных технологий» (НДТ).

    Система эколого-технологических нормативов ложится в основу целевых показателей, на достижение которых направлена природоохранная политика предприятий, следующих в своей деятельности основным положениям стандартов экологического менеджмента ИСО серии 14000.

    Процесс нормирования с применением НДТ является не процессом регулирования антропогенного воздействия, а процессом уравнивания экономических природоохранных затрат предприятий, применяющих НДТ, на разных территориях независимо от возможностей окружающей среды.

    Российский опыт

    Понятие информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям появилось в отечественной отраслевой практике относительно недавно в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от  31 октября 2014 г. № 2178- р.

    Процесс по созданию справочников НДТ сопровождался рядом трудностей и проблем. Разработка каждого ИТС НДТ проводилась в сжатые сроки, что сказалось на качестве соответствующих документов. Не менее актуальная проблема заключается в том, что на первоначальном этапе некоторые промышленные предприятия по самым разнообразным причинам не принимали активного участия в предоставлении необходимых сведений и анкетировании. Специалисты ряда крупных отечественных компаний недооценили в полной мере преимущества и возможности системы технологического нормирования, построенной по принципам НДТ, поэтому не всегда предоставляли количественные и качественные показатели, необходимые для разработки и утверждения соответствующих справочников. Как отмечали специалисты, не всегда удавалось произвести количественную оценку экономической эффективности большей части рекомендуемых к внедрению технологий.

    Многие специалисты разделяют мнение, что назрела острая необходимость в разработке и официальном закреплении эффективной и качественной унифицированной методики, направленной на решение проблем несогласованности между требованиями экологичности и экономической эффективности технологий. Ниже об этом мы расскажем подробнее на примере текста одного из конкретных справочников НДТ.

    Справочники НДТ: определение, общая структура и виды

    В соответствии с п. 3 ч. 2 Федерального закона от 29.06.2015 № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» под информационно-техническим справочником стоит понимать документ национальной системы стандартизации, который утверждается федеральным органом исполнительной власти в области стандартизации. Указанный документ должен включать в себя структурированные данные в той или иной области, а также описания методов, процессов, оборудования, технологий и иные данные.

    В НПА также перечислены основные сведения, которые должен содержать в себе справочник НДТ. Печень необходимой и рекомендуемой информации, представленный в несколько ином виде и формате, с выделением структуры, разграничением по видам справочников и их разделам, приведен в ГОСТ Р 56828.14-2016.

    Отраслевой (вертикальный) справочник НДТ – информационно-технический справочник по наилучшим доступным технологиям, предназначенный для одной или нескольких смежных отраслей промышленности.

    Межотраслевой (горизонтальный) справочник НДТ – информационно-технический справочник по наилучшим доступным технологиям решения проблем межотраслевого характера, имеющий «сквозной характер» и предназначенный для ряда несмежных отраслей промышленности.

    Европейский опыт, гармонизация с которым осуществляется при введении в России технологического нормирования на основе НДТ, однозначно показывает, что в межотраслевых («горизонтальных») справочниках должна быть представлена полная картина экологически ориентированной деятельности предприятия, за исключением информации, представленной в отраслевых («вертикальных») справочниках. В ближайшей перспективе предприятие, пользуясь межотраслевым («горизонтальным») справочником, должно сверять с ним проводимые (или планируемые) мероприятия по охране окружающей среды и указывать эти мероприятия в заявке на комплексное экологическое разрешение.

    На сегодняшний день в России разработано 53 ИТС НДТ для различных областей ведения деятельности.

    Можно выделить следующие информационные блоки, которые в зависимости от вида справочника могут в него входить:

    • вводная часть;
    • сведения о статусе НДТ;
    • данные о разработчиках;
    • нормативно-правовые акты и документы стандартизации, используемые при формировании документов;
    • информация в сфере развития отрасли промышленности и смежных с ней отраслей (описание с технологической точки зрения основных технологических процессов);
    • сведения относительно выбросов и сбросов, потребления энергии и сырья в рамках производственного цикла;
    • сведения о ходе производственного цикла, равно как об образовании отходов;
    • сведения о технологиях, которые сегодня применяются для идентификации НДТ;
    • сжатая характеристика НДТ отрасли или для ряда смежных отраслей;
    • оценка и анализ основных преимуществ экологического характера в рамках внедрения определенного НДТ;
    • сведения об имеющихся ограничениях использования НДТ;
    • информация о затратах, которые будут возникать при внедрении и применении НДТ;
    • все показатели экономической эффективности внедрения НДТ;
    • информация о новых технологиях, которые находятся сегодня в стадии опытно-исследовательских и конструкторских работ, опытно-промышленного внедрения;
    • технологические показатели и маркерные вещества.

    В ИТС НДТ также может входить описание методов и методик управления, технологической и технической специфики обращения с отходами. При этом каждая описываемая технология должна содержать оценку ее влияния на окружающую среду.

    Кроме того, в справочнике ИТС НДТ могут содержаться и любые иные сведения, имеющие значение для практического использования той или иной наилучшей доступной технологии.

    Справочники НДТ — не нормативные документы, а ссылочные документы информационного характера. Они разрабатываются на основе анализа ситуации и сложившихся практик в конкретной отрасли. Из применяемых технологических процессов, технических способов, методов предотвращения и сокращения негативного воздействия на окружающую среду выделяются наиболее удачные.

    Как использовать справочник НДТ

    В процессе оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) потенциальные воздействия должны рассматриваться для всех альтернативных решений, чтобы обеспечить возможность их сравнения и выбора наиболее приемлемого варианта. В этом требовании и состоит ответ на вопрос о том, как можно применять материалы информационно-технического справочника по наилучшим доступным технологиям при оценке воздействия проектируемых предприятий на окружающую среду.

    ИТС содержит раздел, посвященный экологическим проблемам отрасли. Заинтересованные стороны могут формировать свои позиции в отношении обсуждаемого проекта с учетом информации о том, какие проблемы региона могут усугубиться при развитии деятельности, описанной в справочнике. Разделы, описывающие текущие уровни эмиссий и наилучшие доступные технологии, трудно переоценить. Они представляют собой официально утвержденный источник сведений, необходимых для информированного выбора (и обсуждения с заинтересованными сторонами) возможных технологических и технических альтернатив.

    Для природоохранительных органов и местной администрации, для заинтересованной общественности принцип выбора можно сформулировать так: если предлагаемые проектировщиками решения соответствуют идентифицированным в справочнике в качестве НДТ, а параметры близки к лучшим, соответствующим НДТ, проект заслуживает одобрения. При этом нельзя забывать об учете местных особенностей: например, в районе, где уже действуют несколько цементных заводов, разместить еще одно предприятие, даже соответствующее требованиям НДТ, будет проблематично. Но это уже особенности процедуры ОВОС.

    Для девелоперов и проектировщиков принцип выбора аналогичен: новые и реконструируемые предприятия категории I (на которые распространяется действие законодательства об НДТ) не могут не соответствовать требованиям наилучших доступных технологий. При этом конкретные решения могут отличаться от тех, что описаны в ИТС, но параметры ресурсоэффективности и экологической результативности не могут быть хуже тех, что представлены в справочнике как параметры НДТ.

    Процедуры оценки и конкурсного отбора проектов всегда предполагают сравнение, сопоставление заявленных материалов. Можно сравнивать заявки между собой, что и происходит при конкурсном отборе. Все дальнейшие рассуждения практически тождественны приведенным в отношении использования ИТС в процедуре ОВОС . Как сами заявители, так и члены экспертной комиссии имеют возможность оценить соответствие материалов заявки требованиям НДТ. Вопрос стоимости проекта представляется самым сложным, так как однозначных ответов на него в информационно-технических справочниках найти, скорее всего, не удастся.

    Информация по экономическим аспектам реализации технологий ИТС НДТ

    Сбор такой информации разработчиками ИТС – процесс трудоемкий и длительный. Чтобы учесть интересы пользователей, необходимо представить краткие (но верифицированные) сведения о затратах на внедрение технологических, технических или управленческих решений в сопоставлении со сведениями о минимизации негативного воздействия на окружающую среду. Рекомендации читаются легко, но выполняются тяжело:

    • на экономические вопросы предприятия склонны отвечать качественно («результаты эксплуатации установки подтвердили ее эффективность») или не отвечать вовсе.

    Многие авторы придерживаются подходов справочного документа ЕС «Экономические аспекты, вопросы и воздействия на различные компоненты окружающей среды».

    • Экономические данные включают сведения о капитальных и операционных затратах, предотвращенные издержки.

    Экстернальные (внешние) эффекты, в том числе, например, улучшение качества воздуха в рабочем поселке и потенциальное снижение заболеваемости, учесть очень сложно, такие вопросы обсуждают на качественном уровне.

    Проблемы актуализации ИТС НДТ

    Системные проблемы в процессе актуализации ИТС НДТ заключаются в двух основных категориях причин.

    Процедурные

    1. Нарушение порядка, определенного в Правилах – деятельность по разработке и актуализации ИТС не соответствует заложенным в законодательстве основам.
    2. Отсутствие официально утвержденных регламентирующих документов (формирование групп, процесс принятия и пересмотра решений, голосование) на уровне министерства или Бюро НДТ и неготовность их разрабатывать на уровне секретариата сводят деятельность членов рабочей группы к формально-номинальному участию.
    3. В процессе разработки и пересмотра ИТС отсутствует аналитический подход, научная обоснованность принимаемых решений.

    Сутевые

    Необходима детальная проработка и определение критериев, позволяющих объективно оценить возможность включения в справочник НДТ, и соответственно – изменения его области применения, различных технологий.

    Вопрос расширения области применения решается формально. Не законодательство, а анализ эффективности новых технологий, их безопасности и доступности позволяет сделать вывод о возможности применения технологии в той или иной области.

    06.09.22
    641
    0
    Чтобы написать комментарий, авторизуйтесь
    Тут будут ваши комментарии.
    Напишите, пожалуйста