Экологическое законодательство за сентябрь 2023: новые правила выдачи РВВ и меры господдержки переработки

В ежемесячном обзоре вместе с руководителем экологической практики юридической компании «Пепеляев Групп» Натальей Стениной рассказываем о главных изменениях в экологическом законодательстве за август и сентябрь 2023 года: расширении списка участников городов-участников эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ, изменениях правил выдачи разрешений на временные выбросы, примерном перечне мероприятий по охране окружающей среды для недропользователей, поддержке компаний, использующих вторсырье, и многом другом.

03.10.23
828

Cодержание статьи

    Наталья Стенина
    Партнер, руководитель экологической практики «Пепеляев Групп», к.ю.н.

    Обзоры, интервью, свежие новости и изменения в законодательстве — оперативно в нашем Telegram-канале. О самых важных событиях — в нашей группе ВКонтакте.

    Воздействие на атмосферу

    Расширение списка участников федерального проекта «Чистый воздух»

    Эксперимент по квотированию выбросов в атмосферу стартовал в 2019 году и насчитывал 12 городов, в которых остро стояла проблема качества воздуха. Цель эксперимента: сокращение объемов вредных выбросов в атмосферный воздух на территории городов-участников федерального проекта.

    Подробнее об эксперименте писали в статье.

    Нормативной основой эксперимента является Федеральный закон от 26.07.2019 № 195-ФЗ «О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха» (далее — Федеральный закон № 195-ФЗ). В каждом выбранном городе проводятся сводные расчеты загрязнений воздуха и утверждается комплексный план по снижению выбросов, в котором указываются порядок и сроки проведения мероприятий, направленных на снижение количества выбросов.

    С 1 сентября 2023 года к эксперименту присоединилось еще 29 городов, преимущественно расположенных в Сибири и на Дальнем Востоке. Целевой показатель для новых участников — снижение выбросов загрязняющих веществ в два раза по отношению к 2020 году в срок до 31 декабря 2030 года. Для каждого из них также будет разработан комплексный план по снижению выбросов, направленный на улучшение экологической ситуации.

    Предприятиям, расположенным на территории новых городов-участников федерального проекта, следует учитывать, что они обязаны:

    • провести инвентаризацию источников выбросов, результаты которой может запросить Росприроднадзор;
    • допустить на свою территорию представителей контрольного ведомства для проведения сводных расчетов загрязнения воздуха.

    Владельцам квотируемых объектов необходимо будет также разработать и представить в Росприроднадзор свои предложения по квотам выбросов, а после утверждения таких квот — разработать и реализовать план мероприятий по достижению указанных квот. Такой план, как правило, предусматривает модернизацию промышленных предприятий.

    Рекомендуется обратить внимание на нормативные правовые акты, которые уже приняты в продолжение положений Федерального закона № 195-ФЗ, а также следить за законодательными инициативами в этой сфере. Например, в апреле этого года были анонсированы изменения в КоАП РФ, предусматривающие оборотные штрафы для предприятий из городов-участников проекта «Чистый воздух».

    Еще больше изменений, вступивших в силу с 1 сентября 2023 года — в нашей подборке.

    Изменение правил выдачи разрешений на временные выбросы

    Постановлением Правительства РФ от 13 сентября 2023 № 1495 «О внесении изменений в Правила выдачи разрешений на временные выбросы» установлены новые правила получения разрешения на временные выбросы (далее — РВВ):

    • заявление на выдачу РВВ можно будет подать только в электронном виде через портал Госуслуг;
    • также в электронном виде будет осуществляться взаимодействие между территориальным органом Росприроднадзора и заявителем.

    Так, все значимые уведомления (в том числе об отказе в выдаче РВВ, о продлении РВВ или о некомплектности представленных документов) будут направляться с использованием портала Госуслуг. При этом само РВВ выдаваться не будет, а будут предоставляться сведения о нем в форме выписки с нанесенным на нее QR-кодом.

    Изменения также коснулись сроков рассмотрения и выдачи РВВ:

    • срок рассмотрения заявки на получение РВВ сокращен с 75 до 30 рабочих дней;
    • срок рассмотрения заявки на продление РВВ сокращен с 15 до 9 рабочих дней;
    • срок рассмотрения заявки на переоформление РВВ не будет превышать 9 рабочих дней (сейчас такой срок не установлен).

    Не позднее чем за 3 месяца до истечения срока действия РВВ Росприроднадзор будет обязан направить заявителю соответствующее уведомление.

    Изменения должны оптимизировать взаимодействие с Росприроднадзором при получении, продлении, переоформлении РВВ. Однако они заработают только в следующем году: с 1 сентября 2024 года.

    Недропользование

    Вступление в силу примерного перечня мероприятий для недропользователей

    11 сентября 2023 года вступил в силу примерный перечень мероприятий по охране растительного и животного мира, который обязаны выполнять недропользователи. Соответствующий приказ Минприроды России от 15.08.2023 № 521 «Об утверждении Примерного перечня мероприятий по охране объектов растительного и животного мира и среды их обитания, при условии выполнения которых осуществляется пользование недрами» принят в развитие положений Федерального закона от 28.04.2023 № 146-ФЗ «О внесении изменений в статьи 8 и 22 Закона РФ «О недрах».

    Изменения в Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» возлагают на пользователей недр обязанность заботиться о сохранении объектов растительного и животного мира. При этом конкретные мероприятия, которые необходимо выполнять, зависят от нескольких факторов:

    • вида пользования недрами;
    • вида добываемых полезных ископаемых;
    • стадии проведения геологоразведочных или добычных работ.

    Примерный перечень мероприятий разделен на 3 группы:

    Первая группа — это мероприятия по защите объектов растительности, включающие:

    • огораживание территории произрастания или пересадка (после получения разрешения Росприроднадзора);
    • удаление в пределах горного отвода чужеродных объектов растительного мира;
    • восстановление водной растительности;
    • наблюдение за объектами растительного мира.

    Вторая группа — мероприятия по охране объектов животного мира, среди которых, например:

    • сохранение жизнеспособных деревьев с дуплами;
    • развешивание искусственных гнездовий и строительство гнездовых платформ;
    • сохранение и восстановление мест нагула, нереста и миграций рыб при строительстве и эксплуатации коммуникаций и объектов, используемых в целях недропользования.

    Третья группа — мероприятия по охране мест обитания объектов растительного и животного мира, к которым относятся, например:

    • сохранение мест обитания объектов растительного и животного мира, условий размножения, нагула, отдыха и путей миграции объектов животного мира;
    • исключение проезда транспорта вне транспортных путей, определенных пользователями недр;
    • размещение грунта, строительных материалов на специально оборудованных площадках.

    Перечень мероприятий не предусматривает, должен ли недропользователь в обязательном порядке выполнять все содержащиеся в нем мероприятия или может самостоятельно выбрать лишь некоторые из примерного перечня. Это порождает правовую неопределенность и риск того, что Росприроднадзор может посчитать, что недропользователь не выполняет необходимых мероприятий по сохранению растительного и животного мира. В связи с этим, вероятно, следует ожидать разъяснений уполномоченных органов по данному вопросу.

    Действующим и потенциальным пользователям недр рекомендуем ознакомиться с полным текстом нормативного правового акта, чтобы скорректировать свою деятельность в связи со вступившими в силу изменениями.

    Негативное воздействие на окружающую среду

    Разъяснены вопросы разработки ПЭК и стандартизации продуктов производства

    Минприроды России дало разъяснения в письме от 15.08.2023 № 25-47/30180 «О рассмотрении обращений» по вопросу разработки программы экологического контроля и стандартизации продуктов производства. Как сообщило ведомство, закон не требует разрабатывать и утверждать программу производственного экологического контроля (ПЭК) в отношении объектов негативного воздействия на окружающую среду (НВОС) IV категории. На таких объектах можно вести только деятельность, которая оказывает минимальное негативное воздействие на окружающую среду, поэтому ПЭК в отношении таких объектов не осуществляется.

    Минприроды также отметило, что побочные продукты производства должны соответствовать документации, содержащей описание технологического процесса производства основного продукта. В письме Минприроды России сообщается, в частности, что возможно сделать указание, при производстве какой продукции получен такой побочный продукт (например: «побочный продукт производства мебели») и наименование самого вида побочной продукции (например: «стружка древесная»).

    Закон не предъявляет требований к стандартизации побочных продуктов производства, если они используются в том же или другом производстве без передачи иным лицам. В случае же передачи иным лицам такая побочная продукция производства должна быть стандартизирована в установленном порядке.

    Еще больше информации о побочных продуктах производства, вторичных ресурсах и сырье — в рубрике «Вопрос-ответ».

    Обращение с отходами

    Поддержка компаний в использовании вторичного сырья

    Правительство продолжает создавать условия для развития технологий производства с использованием вторичного сырья. С 1 марта 2024 года компании, использующие вторсырье для производства товаров, выполнения работ и оказания услуг смогут получать господдержку в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 02.08.2023 № 2094-р.

    Распоряжение содержит перечень товаров (продукции), работ и услуг, в который помимо прочих включены:

    • цемент и бетон;
    • строительные смеси;
    • биотопливо;
    • изделия из стекловолокна и пластмассовые изделия;
    • картон и бумага;
    • минеральная вата;
    • покрытия из резиновой крошки;
    • резиновая плитка;
    • мастики и герметики;
    • кровельные и гидроизоляционные материалы.

    Для каждого вида продукции указана минимальная доля вторсырья, которую нужно использовать при производстве.

    Поддержка производителей будет оказываться в рамках государственной программы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» и программы льготных займов Фонда развития промышленности. При этом утвержденное распоряжение не содержит перечня конкретных мер поддержки. Вероятно, такие меры будут определены позднее.

    Решение направлено на увеличение доли использования вторичного сырья при производстве товаров. Оно должно способствовать росту спроса на такое сырье и уменьшению объемов отходов, направляемых на полигоны.

    Компаниям, использующим вторичное сырье, рекомендуется ознакомиться с правительственным распоряжением и проанализировать, имеют ли они возможность обратиться за мерами государственной поддержки, которые начнут действовать после 1 марта 2024 года.

    Административная ответственность

    Увеличение срока давности привлечения к ответственности за неуплату штрафов

    С 15 августа 2023 года Федеральным законом от 04.08.2023 № 425-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» увеличен срок давности привлечения к ответственности за неуплату административных штрафов в срок. Федеральный закон, вносящий соответствующие поправки в КоАП РФ, опубликован 4 августа 2023 года.

    Увеличение сроков привлечения к административной ответственности касается правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ — неуплаты административного штрафа в срок (этот срок обычно составляет 60 дней).

    Ранее лицо могло быть привлечено к административной ответственности за неуплату административного штрафа в течение 90 дней со дня совершения правонарушения. Теперь же законодатель увеличил этот срок, и постановление о привлечении к административной ответственности за данное правонарушение может быть вынесено в течение 1 года со дня его совершения.

    КоАП РФ устанавливает следующие виды ответственности за неуплату административного штрафа в срок:

    • наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее 1 000 рублей;
    • административный арест на срок до 15 суток;
    • обязательные работы на срок до 50 часов.

    Поправка позволит государственным органам привлекать к административной ответственности по части 1 статьи 20.25 КоАП РФ больше лиц.

    Природопользователям следует внимательно отнестись к изменениям, поскольку Росприроднадзор достаточно часто штрафует компании по целому ряду статей КоАП РФ об «экологических» правонарушениях. Следует учитывать, что несвоевременная уплата штрафа, наложенного Росприроднадзором, может повлечь наложение еще одного административного штрафа уже в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

    03.10.23
    828
    0
    Чтобы написать комментарий, авторизуйтесь
    Тут будут ваши комментарии.
    Напишите, пожалуйста