Экологическое законодательство за апрель 2024: учет объектов IV категории НВОС, новые штрафы в КоАП и порядок государственного экомониторинга

В ежемесячном обзоре вместе с руководителем экологической практики юридической компании «Пепеляев Групп» Натальей Стениной рассказываем о главных изменениях в экологическом законодательстве за апрель 2024 года: о порядке осуществления государственного экомониторинга, новых административных штрафах, исключении объектов IV категории НВОС из государственного реестра, случаях пересмотра КЭР и изменениях в недропользовании.

03.05.24
262

Cодержание статьи

    Наталья Стенина
    Партнер, руководитель экологической практики «Пепеляев Групп», к.ю.н.

    Обзоры, интервью, свежие новости и изменения в законодательстве — оперативно в нашем Telegram-канале. О самых важных событиях — в нашей группе ВКонтакте.

    Экологический мониторинг

    Вступил в силу порядок осуществления государственного экологического мониторинга

    Напомним, что с 1 марта 2024 года вступила в силу большая часть положений о создании в России системы экологического мониторинга в соответствии с Федеральным законом от 04.08.2023 № 450-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об охране окружающей среды“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Данная система объединит информацию о состоянии и загрязнении различных компонентов окружающей среды.

    15 марта 2024 года вступило в силу Постановление Правительства РФ от 14.03.2024 № 300 «Об утверждении Положения о государственном экологическом мониторинге (государственном мониторинге окружающей среды)» (далее — Положение), которым установлен порядок осуществления государственного мониторинга окружающей среды.

    Положение содержит перечень государственных органов, осуществляющих государственный экологический мониторинг и обеспечивающих функционирование наблюдательных сетей. К ним относятся, в частности, Минприроды России, Минсельхоз России, Росреестр, Роснедра. Общую координацию мониторинговой деятельности государственных органов осуществляет Минприроды России.

    Также Положение содержит перечень правительственных актов, утративших силу, среди которых:

    • Постановление Правительства РФ от 09.08.2013 № 681 «О государственном экологическом мониторинге...»;
    • Постановление Правительства РФ от 08.09.2017 № 1082 «О федеральной государственной информационной системе общественного контроля в области охраны окружающей среды и природопользования»;
    • Постановление Правительства РФ от 24.12.2019 № 1806 «О создании и эксплуатации федеральной государственной информационной системы мониторинга качества атмосферного воздуха в городских округах ...».

    20 марта 2024 года, за исключением отдельных положений, вступило в силу Постановление Правительства РФ от 19.03.2024 № 329 «О федеральной государственной информационной системе состояния окружающей среды» (далее — Постановление № 329), которое регламентирует порядок предоставления экологической информации в федеральную государственную информационную систему состояния окружающей среды (ФГИС состояния окружающей среды).

    Поставщиками информации будут выступать, в том числе, юридические и физические лица, ИП, которые, в соответствии с действующим законодательством, обязаны предоставлять в органы исполнительной власти информацию о состоянии окружающей среды.

    К информации, которую обязаны предоставлять частные лица, относится:

    • информация об объектах накопленного вреда окружающей среде;
    • информация об использовании водных объектов.

    Постановление № 329 предусматривает:

    • обязанность поставщиков информации обеспечивать полноту и достоверность информации, своевременность ее размещения;
    • ответственность поставщиков за размещаемую информацию.

    Перечисленные положения Постановления № 329 вступают в силу 1 марта 2025 года. В настоящее время действующее законодательство не содержит конкретных норм, устанавливающих санкции за нарушение указанных правил.

    Размещение информации во ФГИС состояния окружающей среды осуществляется в электронном виде посредством:

    • личного кабинета ФГИС состояния окружающей среды;
    • направления информации во ФГИС состояния окружающей среды из других информационных систем (в том числе государственных и муниципальных);
    • автоматической передачи информации от устройств, обеспечивающих автоматические измерения.

    Рекомендации:

    Обращаем особое внимание на положения Постановления № 329, предусматривающие ответственность поставщиков информации за полноту и достоверность размещаемых сведений, а также своевременность их предоставления.

    Вероятнее всего, учитывая последние законодательные тенденции, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях будет дополнен новым составом административного правонарушения об ответственности за ненадлежащее исполнение обязанности по размещению информации во ФГИС состояния окружающей среды.

    Недропользование

    Утверждены виды дефицитного сырья и перечни получаемой из него продукции

    Вступило в силу Распоряжение Правительства РФ от 16.04.2024 № 939-р. Распоряжением утвержден перечень дефитных видов твердых полезных ископаемых и перечень продукции с высокой долей добавленной стоимости, производимой с использованием добытых дефицитных видов твердых полезных ископаемых.

    В перечень дефицитного сырья вошли:

    • уран;
    • марганец;
    • хром;
    • титан;
    • бокситы;
    • молибден;
    • вольфрам.

    Также в перечень включены редкие металлы:

    • литий;
    • бериллий;
    • редкоземельные металлы (иттрий, лантан, церий, празеодим, неодим, самарий, европий, гадолиний, тербий, диспрозий, гольмий, эрбий, тулий, иттербий, лютеций);
    • цирконий;
    • ванадий;
    • ниобий;
    • тантал;
    • рений.

    Дефицитным сырьем также признаны графит и плавиковый шпат.

    В перечень продукции с высокой добавленной стоимостью из дефицитного сырья вошли, например: карбонат лития, оксиды и гидроксиды ванадия, вольфраматы, феррониобий, графит полуколлоидный и многие другие.

    Напомним, что 12 декабря 2023 года вступил в силу Федеральный закон от 12.12.2023 № 576-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах», согласно которому к участникам аукциона на право пользования участками недр с залегающими в них дефицитными видами твердых полезных ископаемых могут применяться специальные требования. Такие специальные требования устанавливаются Правительством РФ в соответствии с поручениями Президента РФ. В случае их установления в условия аукциона также включается обязанность по производству на территории РФ продукции с высокой долей добавленной стоимости с использованием добытых дефицитных видов твердых полезных ископаемых.

    Также в отношении участков недр с залегающими дефицитными видами твердых полезных ископаемых Правительство РФ может устанавливать пониженные минимальные (стартовые) размеры разовых платежей за пользование недрами.

    Рекомендации:

    Принятие акта направлено на стимулирование добычи дефицитных твердых полезных ископаемых и последующее производство продукции из них на территории России.

    Недропользователям, осуществляющим или планирующим осуществлять добычу дефицитных твердых полезных ископаемых, рекомендуем обратить внимание на комментируемые изменения.

    Административная ответственность

    Введены штрафы за несоблюдение требований к обращению побочных продуктов животноводства

    Больше года назад Госдума приняла в первом чтении законопроект о введении в КоАП РФ новой статьи 10.8.1, предусматривающей ответственность за несоблюдение требований к обращению побочных продуктов животноводства.

    Ко второму и третьему чтениям законопроект не претерпел существенных изменений. В соответствии с Федеральным законом от 22.04.2024 № 86-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» за нарушение требований к обращению побочных продуктов животноводства предусмотрены следующие санкции:

    • для должностных лиц — штраф в размере от 30 000 до 50 000 рублей;
    • для ИП — штраф в размере от 50 000 до 70 000 рублей или административное приостановления деятельности на срок до 90 суток;
    • для юрлиц — штраф в размере от 250 000 до 450 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

    Окончательная версия закона дополнена специальным составом административного правонарушения: нарушением требований к обращению побочных продуктов животноводства, которое повлекло причинение вреда здоровью людей или окружающей среде либо возникновение эпидемий или эпизоотии. В указанных случаях предусматриваются следующие санкции:

    • для должностных лиц — штраф в размере от 50 000 до 60 000 рублей;
    • для ИП — штраф в размере от 80 000 до 90 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
    • для юрлиц — штраф в размере от 500 000 до 600 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

    Документ вступил в силу 3 мая 2024 года.

    Рекомендации:

    Следует учитывать, что, если предприятие относит образуемые на производстве вещества не к отходам, а к побочным продуктам животноводства, ему необходимо выполнять требования Федерального закона от 14.07.2022 № 248-ФЗ «О побочных продуктах животноводства и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и принятых в соответствии с ним подзаконных актов.

    В противном случае организация может быть не только привлечена к административной ответственности (с учетом комментируемого законопроекта), но и столкнуться с переквалификацией побочных продуктов животноводства в отходы.

    Также обращаем внимание на то, что закон предусматривает возможность применения к нарушителю наказания в виде административного приостановления деятельности, которое может повлечь для предприятия более существенные финансовые потери, чем предусмотренные новой нормой штрафы.

    Объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду (НВОС)

    Исключена обязанность ставить на государственный учет объекты IV категории НВОС

    С 1 сентября 2024 года в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15.04.2024 года № 473 «О внесении изменений в постановление Правительства РФ от 07.05.2022 № 830» государственные реестры объектов НВОС больше не будет содержать сведения об объектах IV категории НВОС (т.е. оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду).

    В течение 4 месяцев со дня вступления изменений в силу информация об объектах IV категории НВОС будет исключена из реестров, а собственники таких объектов получат соответствующее уведомление.

    Также изменения наделяют уполномоченные органы правом исключить объект IV категории НВОС из государственного реестра, если такой объект был отнесен к IV категории по результатам актуализации и корректировки сведений об объекте.

    Рекомендации:

    В настоящее время в государственном реестре объектов НВОС почти 200 тысяч объектов IV категории. С учетом минимальной экологической нагрузки плановые надзорные мероприятия в их отношении не проводятся. К ним также не применяются требования по получению природоохранных разрешений и предоставлению соответствующих отчетов в области охраны окружающей среды.

    Скорректированные правила позволят существенно снизить административную нагрузку на бизнес и контрольно-надзорные органы.

    Комплексное экологическое разрешение (КЭР)

    Уточнены случаи пересмотра КЭР

    В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 20.04.2024 № 512 «О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 04.08.2022 № 1386» КЭР подлежит полному или частичному пересмотру в случае внесения изменений в утвержденную программу повышения экологической эффективности (ППЭЭ), являющуюся неотъемлемой частью КЭР.

    Напомним, что КЭР представляет собой документ, содержащий обязательные для выполнения требования в области охраны окружающей среды. Собственники объектов I категории НВОС обязаны получить КЭР.

    ППЭЭ является неотъемлемой частью КЭР и включает в себя перечень мероприятий по реконструкции, техническому перевооружению объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, сроки их выполнения, объем и источники финансирования, перечень ответственных за их выполнение должностных лиц.

    Изменения вступают в силу 1 сентября 2024 года.

    Рекомендации:

    Собственникам объектов I категории НВОС рекомендуем обратить особое внимание на указанные изменения.

    Также напоминаем, что собственники объектов I категории НВОС, включенные в перечень объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, относящихся к I категории, вклад которых в суммарные выбросы, сбросы загрязняющих веществ в РФ составляет не менее чем 60 %, утвержденный Приказом Минприроды России от 18.04.2018 № 154 «Об утверждении перечня объектов...», обязаны обратиться с заявкой на получение КЭР до 31 декабря 2024 года.

    03.05.24
    262
    0
    Чтобы написать комментарий, авторизуйтесь
    Тут будут ваши комментарии.
    Напишите, пожалуйста